16+
Суббота, 16 декабря 2017
  • BRENT $ 63.25 / ₽ 3719
  • RTS1148.27
18 февраля 2015, 06:09 Компании

По усам не текло и в рот не попало. Россия останется без пива?

Лента новостей

«Балтика» закрыла два завода в Челябинской области и Красноярском крае. Аналогично поступили «Эфес» и «СанИнБев». Всего же в стране закрыто более 10 крупных предприятий, сообщают пивовары

Вид на завод
Вид на завод "Балтика" в Челябинске, который закрывают из-за тяжелой ситуации на пивоваренном рынке Фото: Пресс-служба ОАО пивоваренная компания "Балтика"/ТАСС

Российские предприятия полностью или частично останавливают производство. В отдельных отраслях ситуация близка к катастрофической. Знают ли об этом власти? И что делается, чтобы спасти производителей, на которых завязаны целые города. Business FM продолжает спецпроект «Антикризисная комиссия». Сегодня поговорим о пивной отрасли.

«Балтика» закрыла два завода в Челябинской области и Красноярском крае. Аналогично поступили «Эфес» и «СанИнБев». Всего же в стране закрыто более 10 крупных предприятий, сообщают пивовары.

Бизнес говорит, что нынешний кризис стал только катализатором. Ставка акцизов за последние пять лет повысилась в шесть раз. Рекламу запретили, из киосков пиво убрали. По данным Росстата производство пенного напитка за прошлый год упало почти на 9%. А в декабре падение к аналогичному периоду составило 16%.

Но дело не только в госрегулировании. Есть демографический фактор. Сейчас потребителями алкоголя становятся люди, появившиеся на свет в 90-х, когда в стране было падение рождаемости. Соответственно, потребление падает. Вскоре, кстати, это коснется и вина, и крепких напитков, до которых молодые люди дорастают чуть позже пива. О том, какие шаги надо предпринять для поддержки отрасли, говорит руководитель пресс-службы пивоваренной компании «Балтика» Алексей Кедрин.

Алексей Кедринруководитель пресс-службы пивоваренной компании «Балтика»«Наверное, нужно, прежде всего, спокойно посмотреть и без эмоций посчитать, во что уже обошлось государству такое регулирование отрасли, какое мы имеем на сегодняшний день, и может быть вслед за рекламой, вслед за другими выводами о том, как и почему происходили падения продаж и закрытия заводов. Уже закрыто порядка 12 заводов только крупных компаний. Предпринять какие-то действия по тому, чтобы выровнять и составить на среднесрочную, долгосрочную перспективу правила работы для отрасли, понятные и инвесторам и нынешним участникам рынка».

Во время экономического коллапса потребление пива традиционно сокращается. Это происходит не только в России. Жители таких пивных стран, как Германия и Чехия, тоже меньше стали употреблять, когда бушевал прошлый кризис. Разумеется, пострадают смежники — производители сырья, то есть аграрии, производители упаковки. Конечно, здоровье россиян при отказе от пива только улучшится. При условии, что жители не начнут переходить на крепкое и дешевое спиртное. Но и бюджеты регионов лишатся значительных поступлений. Например, пивной завод в Челябинске в прошлом году заплатил налогов почти на 3,5 миллиарда рублей. Для понимания, это почти 3,5% общих доходов региональной казны. Эксперты замечают, что кризис переживают в основном западные пивовары, занимающие около 70% российского рынка. И их вина в нынешних проблемах тоже есть, говорит директор центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз.

Вадим Дробиздиректор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя«В самой отрасли занято большое количество людей, но западные компании настроили заводов с избыточными мощностями, начнем с этого. И мощности даже в 2007 году тех заводов, которые были, были недозагружены достаточно серьезно. Поэтому по мере развития кризиса, безусловно, когда объемы стали падать, западные компании были настроены в маркетинговом плане на безудержный рост пивного рынка. Почему-то у них не было в сознании, что когда-то этот рост должен закончиться. Они считали, что он закончится примерно в среднем потреблении 100-110 литров. Они перепутали нас. Мы не пивная страна. Мы винно-водочной страной были в советское время. В последние 25 лет мы пиво-водочно-суррогатная страна».

Тем не менее, власти идут навстречу пивоварам. Недавно на телеэкраны вернулась реклама напитка, что, кстати, параллельно поддержит и медиаотрасль. Обсуждается возврат пива в киоски. Было предложение Росалкоголя на четверть снизить акцизы на пиво, крепостью 4,5 градусов. Одновременно депутаты еще летом приняли в первом чтении закон о запрете разливать напиток в пластиковую тару объемом больше пол-литра. До второго чтения документ до сих пор не дошел. Кстати, нефтехимики логично заявляют, что эта мера ударит по их отрасли. И от пивоваров поступают не только негативные сообщения. Например, та же «Балтика» недавно запустила производство в Ростове. Только уже не пива, а кваса.

Рекомендуем:

  • Фотоистории