РЖД – это не только перевозки. Это еще и строительство железных дорог, в том числе в других странах
Фото: Пресс-служба ОАО "РЖД"
Какие инфраструктурные проекты реализует компания за рубежом? Повлияли ли на них западные санкции? Об этом – бизнес-кейс с Михаилом Задорожным.
РЖД активизируется на внешних рынках. За последние два года были подписаны соглашение о стратегическом сотрудничестве с Китайскими железными дорогами, документы по реализации проектов в Монголии и Эквадоре. Международных проектов довольно много, говорит начальник департамента международного сотрудничества Российских железных дорог Сергей Столяров:
Сергей Столяров: Они находятся в разной степени готовности. И часть уже близки к завершению, часть прорабатываются на проектном уровне. Если говорить о наиболее важных и крупных, мы активно реализуем проект в Сербии по модернизации существующей инфраструктуры. Это, наверное, один из крупнейших проектов, которые российская компания реализует в Восточной Европе в транспортной сфере. Очень важен для нас фактически завершающийся проект по модернизации железной дороги в Северной Корее, и организация работы порта Раджин. Фактически, инфраструктурная часть завершена. Мы очень рассчитываем на продолжение этого проекта, и на дальнейшую работу по продлению магистрали уже до Южной Кореи.
Хорошие перспективы – в Иране. Там РЖД изучает возможность участия в целой серии проектов по электрификации и модернизации железных дорог общей протяженностью свыше 5 тысяч километров.
Сергей Столяров: Сейчас мы ведем речь о двух наиболее приоритетных проектах. Это электрификация линии Гармсар Инчибурун (Инджебурун), это где-то около 500-т километров. Второй важный проект, о котором сейчас мы в приоритетном порядке говорим, это строительство линии Решт-Астара от границы Азербайджана до города Решт в Иране. Это недостающий участок коридора Север-Юг, его западной части. С реализацией этого проекта можно будет говорить о создании эффективной транспортной железнодорожной инфраструктуры на направлении стран Персидского залива, Южной Азии в страны Европы с использованием, в том числе, инфраструктуры Российских железных дорог.
Совсем недавно РЖД подписала меморандум о строительстве железнодорожной инфраструктуры морского угольного терминала на острове Калимантан в Индонезии. Создание инфраструктуры зачастую финансируется сразу из нескольких источников. РЖД в таких проектах за рубежом может быть и просто генподрядчиком, но может выступать и в роли соинвестора.
Сергей Столяров: Наиболее эффективный и, скажем так, финансово менее рискованный вариант для Российских железных дорог, когда заказчик непосредственно обеспечивает это финансирование. Но, безусловно, существуют варианты, которые предусматривают, в том числе, от исполнителя частичное участие в привлечении финансирования, и в том числе в несении риска по оперированию тем объектом инфраструктуры, который создается. И сейчас все больше и больше таких вариантов различные международные компании нам предлагают, и здесь нам важно участие и российских, и зарубежных финансово-кредитных институтов. А зачастую, это и участие бизнеса, заинтересованного в том, чтобы использовать вновь создаваемую инфраструктуру для перевозки своих грузов.
Западные санкции, конечно, повлияли на международные проекты Российских железных дорог, но не напрямую, а косвенно.
Сергей Столяров: Непосредственно транспортную сферу ограничительные меры не затрагивают. Но косвенный эффект на активность зарубежного сотрудничества и на реализацию проектов мы видим. В первую очередь, это связано с финансово-кредитной областью, потому что на глобальные проекты развития инфраструктуры, требуется значительное привлечение финансовых ресурсов. И сейчас мы видим, что с этим ситуация значительно, скажем так, осложнилась, и здесь важно, чтобы помимо кредитных институтов, на себя значительную роль брали и государства, которые, безусловно, должны какими-то гарантиями нивелировать тот риск возрастающий у бизнеса, который непосредственно берет на себя реализацию таких крупных проектов.
Поскольку РЖД может участвовать и в привлечении финансирования в зарубежные инфраструктурные проекты, встает вопрос о возврате инвестиций. Но масштабы таких проектов слишком велики, чтобы рассчитывать на быстрый эффект.
Сергей Столяров: Любой проект по реализации строительства инфраструктуры - это не три-четыре-пять лет. Это все-таки значительный период времени, как минимум 10 лет при эффективной эксплуатации, при наличии достаточной грузовой базы. Безусловно, он и бизнес-проект, и социально значимый для государства, на территории которого этот проект реализуется.
Почему зарубежные партнеры выбирают РЖД для реализации инфраструктурных проектов?
Сергей Столяров: Сейчас развитие инфраструктуры - очень конкурентный рынок, на котором задействованы сотни крупных опытных компаний. Это и компании Китая, и компании Турции, и компании Испании. Можно пол земного шара перечислить. Именно опыт Российских железных дорог интересен тем, что мы, помимо чистой стройки, обладаем очень значительным опытом по внедрению систем управления перевозок, систем сигнализации связи, автоматики. Комплекс такой предложить могут не так много компаний. И здесь конкурентоспособность Российских железных дорог значительна.
Какие планы у РЖД по работе на внешних рынках?
Сергей Столяров: Интересы, в первую очередь, в развивающихся странах - там, где в ближайшее время ожидается рост экономики, рост промышленности. Это в первую очередь, страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, ну, и активно развивающийся континент - Африка. С ней сложнее с точки зрения обеспечения безопасности персонала. Помимо коммерческой составляющей, которая является отправной точкой при выборе проекта, безусловно, вторым, а может быть, и даже более важным, является именно обеспечение безопасности персонала, который на месте будет реализовывать проект, и политическая стабильность в том или ином регионе.
Конечно, инфраструктурные проекты за рубежом нельзя назвать быстро окупаемыми. Участие в таких проектах РЖД – это задел на будущее. И еще важно понимать, что такие проекты отвечают интересам не отдельно взятой российской компании, а России как государства с точки зрения развития отношений с другими странами.