16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.64 / ₽ 8246
  • RTS1160.60
9 июля 2015, 00:08 Финансы

Переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина — ключевой момент саммитов в Уфе

Лента новостей

Кооперация или интеграция: что стоит за словами, которыми Россия и Китай описывают одни и те же проекты?

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин во время встречи на саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, 8 июля 2015.
Председатель КНР Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин во время встречи на саммитах БРИКС и ШОС в Уфе, 8 июля 2015. Фото: REUTERS/BRICS/SCO Photohost/RIA Novosti

В четверг в Уфе официально открывается совмещенный саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Одним из главных моментов станут переговоры президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина. Какие вопросы могут стать самыми важными, какую роль так называемый новый «Шелковый путь» может играть для России и какие противоречия у нее могут быть с Китаем?

Экономический пояс нового «Шелкового пути» — амбициозная китайская концепция, которая предполагает создание единой транспортной инфраструктурной сети от запада КНР, далее — через Центральную Азию и Иран в Европу. Речь идет о целой серии транспортных коридоров, многие из которых проходят южнее России. Поэтому неоднократно говорилось, что несмотря на все вежливые заверения в обратном, Россия не особо заинтересована в этом проекте. Ей нужны инвестиции в инфраструктурные проекты на своей территории, в то время как Китай больше интересуют поставки в Россию широкого спектра готовых товаров — от текстиля до продукции металлургии. С такой точкой зрения не согласен директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин.

Александр Лукиндиректор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО«8 мая была подписана декларация российско-китайская о сопряжении плана экономического пояса «Шелкового пути» и Евразийского союза. Раз Китай подписал, значит, он не рассматривает своим конкурентом Евразийский союз. Сама эта декларация удивила многих, поскольку у нас многие пишут «пугатели», что Китай только защищает свои интересы, нам навстречу не идет, хочет всех нас заселить, отобрать землю и так далее».

В официальном сообщении китайской прессы о визите в Россию Си Цзиньпина говорится, что главные задачи для Китая на саммите в Уфе — это прогресс в запуске нового Банка развития БРИКС, Резервного фонда и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. То, что Китай отдельно выделяет тему этого банка, неслучайно. Одной из веток нового «Шелкового пути» предполагается сделать железнодорожное сообщение по маршруту Казахстан — Россия — Беларусь — Польша — Германия. Грузоперевозки по такому маршруту будут занимать около двух недель, но потребуют значительных инвестиций. Тут главное, по какому принципу они будут производиться. Поэтому Китай дает понять, что инвестиции в разные проекты будут проводиться по-разному. «Шелковый путь» — чисто китайский проект, а Азиатский банк — совместный.

Алексей Масловруководитель школы востоковедения Высшей школы экономики«Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, пожалуй, самый амбициозный проект на этом пространстве. Это первый крупный самостоятельный проект, где Китай играет лидирующую роль и вокруг которого собралось несколько десятков стран. Россия оказывается третьей в этом банке непосредственно после Китая и Индии по величине уставного капитала и по голосованию, поэтому для России это вопрос тоже очень важный. При этом Китай специально показывает, что существует отдельный абсолютно фонд развития «Шелкового пути», который будет вкладывать по отдельной линии капиталовложения, что показывает, что банк и фонд — это разные абсолютно структуры».

Стоит заметить, что и у России, и у КНР есть определенные различия в терминологии. Китай говорит об «интеграции», в которой ему, очевидно, отводится главенствующая роль, в первую очередь, в отношении среднеазиатских стран. При этом Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, которых Россия традиционно расценивает как свою зону интересов, по всей видимости, согласны с такой трактовкой. Россия же применяет термин «кооперация» и хотя поддерживает идею проекта «Шелкового пути», говорит о «сопряжении» его проектов с существующими в рамках ЕАЭС.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию