16+
Пятница, 15 декабря 2017
  • BRENT $ 63.35 / ₽ 3722
  • RTS1153.32
20 августа 2015, 17:42 ПолитикаПерсоны

Якунин покинул РЖД, не выходя из отпуска. Назначен новый глава госкомпании

Лента новостей

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил о том, что Олег Белозеров сменит Владимира Якунина на посту начальника госмонополии

Первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров.
Первый замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Дмитрий Медведев назначил первого замминистра транспорта Олега Белозерова новым главой РЖД. Премьер напомнил, что Белозеров в последние годы стал компетентным специалистом в сфере транспорта, давно занимается автомобильными дорогами, а в должности первого зама главы Минтранса вплотную занимается железными дорогами. Передача полномочий от Якунина новому главе состоится уже завтра, 21 августа. Как сообщил Дмитрий Медведев, Владимир Якунин покидает РЖД и переходит на работу в Совет Федерации.

Это кадровое решение для Business FM прокомментировал Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности.

Ожидалось, что один из замов Якунина возглавит РЖД. Нам говорили, что точно это знают, ссылались на некие источники наши спикеры. Тем не менее, пришел человек немножко со стороны — из правительства. Почему?

Константин Симонов: Все те, кто точно говорят, кого Путин назначит на столь статусный пост, обычно пытаются выдать желаемое за действительное. Очевидно, финальное решение такого рода вопросов принадлежит одному лицу у нас в стране, а заглянуть к нему в голову вряд ли получится. Поэтому я всегда со смехом читаю списки потенциальных кандидатов — кого только туда ни засунули. Вы говорите про замов Якунина, называли чуть ли не Германа Грефа и еще более забавные фигуры. Поэтому мы понимаем, что есть система лоббирования, предложения, но в конечном итоге эти решения принимает Путин, причем эти решения могут меняться по воле обстоятельств, предсказать появление которых невозможно. Мы все помним, что Якунина чуть было уже не отправили в отставку в свое время, и тогда ему удалось отбиться.
Хоть и решает не Медведев, но объявил об этом Медведев, и давно уже была информация о том, что противоречия некие, разногласия с правительством есть у главы РЖД и с конкретными лицами. Как вы считаете, решение с отставкой Якунина можно ли назвать победой Медведева или правительства?
Константин Симонов: Нельзя, потому что не является особым секретом — Медведев и ряд его замов активно играли против Якунина. Я особенно убежден, что после той несостоявшейся отставки они продолжили эту борьбу и воспользовались ошибками Якунина. Но путинская система построена так, что далеко не всегда тот, кто лоббирует отставку высокопоставленного чиновника или же высокопоставленного государственного бизнесмена, получает в награду это место. Очень часто Путин действует по-другому. Выслушивает аргументы, может убрать человека, но поставить на это место вовсе не того, кого лоббировали те, кто пытался организовать. А сам Путин показывает, что он готов аргументы слушать, но он вовсе не собирается дать возможность собой манипулировать. Тот факт, что на этот пост назначен Олег Белозеров, вовсе не говорит о том, что усилилось правительство. Да, он был заместителем министра транспорта, возглавлял почти пять лет Федеральное дорожное агентство. Его биография показывает: нельзя сказать, что он человек Медведева или человек Шувалова. Если бы Дворковича назначили, это была бы победа Медведева, тут бы вопросов никаких не было. Но не все люди, которые работают в правительстве, имеют отношение к команде Медведева. Большая часть никакого отношения как раз не имеет. Возможности Медведева по назначению своей конъюнктуры ограничены в силу той политической системы, которая у нас складывается. У меня возникает ощущение, что Путин выслушал аргументы тех, кто играл против Якунина, назначил как раз фигуру в этом плане компромиссную, которая непосредственно отрасль не представляет и не представляет крупные кланы, которые грызлись вокруг этой отрасли. В этом и есть главный сюрприз. Типичное путинское решение.
Здесь главным может быть не Белозеров, а то, как отставили Якунина — довольно внезапно и довольно жестко, без рукопожатий, без вручения орденов, а во время отпуска. В чем дело, чем он мог так провиниться и перед кем?
Константин Симонов: Мне так кажется, что как раз здесь Путин определенный политес все-таки соблюл. Прошлая несостоявшаяся отставка как раз была в жестком варианте, а здесь дали возможность Якунину самому фактически заявить об этом через согласие стать сенатором от Калининграда. Получается, что тему поднимал сам Якунин. Путин публично сказал, что Владимир Иванович подумает, мы с ним встретимся, обсудим… Вы же не сегодня узнали об отставке Якунина. И ордена будут, не переживайте за Якунина, все у него будет хорошо. В этом плане в чем-то даже Путин дал возможность лицо соблюсти. Может быть, даже есть наивные люди, которые думают, что Якунин сам добровольно ушел в отставку. Мы прекрасно понимаем: действительно, речь идет о жестком увольнении, а причина этому комплексная. Я вижу много версий, но мне кажется, это совокупность причин. Тут была открытая игра Медведева и Шувалова против Якунина, тут были и очевидные ошибки РЖД, тут и четкая позиция Белоусова, аппаратный вес которого на глазах усиливается, который прямо заявил о том, что нужно в нынешних условиях ограничивать аппетиты ряда крупных госкомпаний, потому что бюджет не сходится. То, что РЖД насовершала ошибок, естественно, тоже сказалось против него. Когда все это дело складывается в общую картину, я думаю, здесь по совокупности факторов Путин это решение и принял. Оно не было сиюминутным. Оно зрело довольно долго, и кризис против Якунина тоже в чем-то сыграл. По совокупности обстоятельств Якунин кресла и лишился.

Является ли отставка Владимира Якунина прелюдией к новой череде кадровых решений? Мнением с Business FM поделился вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс.

Игорь Юргенс: Мы находимся в таком состоянии, что справедливы утверждения некоторых журналистов и экспертов о свободном падении экономики, потому что убыль, которая достигает тех величин, о которых все знают, это только один из индикаторов, а есть еще и инвестиционная активность, безработица и многие другие вещи. Поэтому что-то надо делать. Точки роста возможны только там, где есть деньги. Деньги есть только у государства. Более 80% инвестиций происходят именно в эти большие монополии. При правильном управлении «Газпром», «Роснефть», РЖД и ряд других компаний могут стать точками роста, но для этого надо навести порядок, и, безусловно, у народа не должно быть подозрений в том, что эти компании управляются настолько неправильно, что президент более не может терпеть руководителей на их местах.
Если считать отставку Якунина как начало некой кадровой революции, кто тогда может быть следующим?
Игорь Юргенс: Мне трудно сказать, какова будет последовательность, это зависит от одного человека и от его отношений с этими людьми. Но то, что назрели какие-то преобразования в нашем топливно-энергетическом комплексе, по-моему, в этом нет никаких сомнений. Предсказания о том, что газ и нефть будут падать, о том, что сланцевый газ будет развиваться, что он поменяет всю мировую энергетику, раздавались в 2005-2006 годах, никаких реальных действий к этому предпринято не было. Если мы и дальше будем нашим основным богатством так распоряжаться, далеко не уйдем, поэтому по определению надо здесь что-то усиливать.

Олегу Валентиновичу Белозерову в сентябре исполнится 46 лет. Он родился в Вентспилсе (Латвия). Трудовую деятельность начинал в Санкт-Петербурге. Согласно информации на сайте Минтранса, в 1992 году он окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности экономист, планирование промышленности. В разные годы работал в «Ленэнерго», в аппарате полпреда президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе и ряде компаний. В 2004-2009 годах Белозеров возглавлял Росавтодор, с марта 2009 года стал замминистра транспорта. Должность первого замминистра Белозеров получил в мае 2015 года

Рекомендуем:

  • Фотоистории