16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.44 / ₽ 8240
  • RTS1178.69
2 октября 2015, 14:13 ФинансыБанки, вклады и кредиты
В фокусе: Индекс риска

Беззащитные VIP-клиенты банков теряют миллиарды

Лента новостей

В процессе чистки банковской системы оказалось, что, помимо обычных, бывают вкладчики подпольные. Их депозиты не попадают на баланс. АСВ не признает таких клиентов вкладчиками. Шансов вернуть потерянное у них нет, говорят юристы. Подробности в проекте Нади Грошевой «Индекс риска»

Фото: YAY/ТАСС

На прошлой неделе я рассказывала про бывшего VIP-вкладчика Мастер Банка, театрального режиссера Юрия Шерлинга. Он утверждает, что потерял в этом банке 5 млн долларов после того, как банк лишился лицензии, АСВ отказал ему даже в минимальной компенсации, потому что в реестре банка его вкладов нет. Какие документы подтверждают наличие вклада, и что делать, если этих документов нет?

В обычных условиях, если вы потеряли приходный ордер, его можно восстановить, обратившись в банк. Он сверит с электронной базой и выдаст копию. Но в случае с Мастер Банком такая процедура не работает, потому что в реестре нет части вкладов. По данным газеты «Коммерсантъ», 46 бывших клиентов Мастер Банка пытаются доказать в судах, что являлись вкладчиками. Сумма их требований превышает миллиард рублей (1,278 млрд рублей). Это бывшие VIP-клиенты, размещавшие деньги под большие проценты и честное слово руководства и собственников. В феврале этого года один из таких клиентов дошел до Верховного суда. Суд счел недоказанным, что истец — вкладчик. Не имея типового договора вклада, претендовать на выплаты от АСВ такие клиенты не могут. Не в пользу вкладчика сыграли и завышенные проценты по вкладу. Поскольку договор банковского вклада является публичным договором, а ставка в договоре истца отличалась от ставок по вкладам, которые официально предлагались в банке. Не знаю, какой именно процент был в договоре истца, но у потерпевшего Юрия Шерлинга ставка была 12% годовых в долларах. У другого VIP-вкладчика ставка была 11% годовых в этой же валюте. Такие ставки им дали в первой половине 2013 года. Для сравнения, в марте того же года максимальная ставка по любому валютному вкладу в Сбербанке была 3% с четвертью (3,25%). Отвечать по таким договорам должен не банк, а лица, которые эти деньги принимали, считает старший партнер адвокатского бюро Forward Legal Алексей Карпенко.

Алексей Карпенкостарший партнер адвокатского бюро Forward Legal«Некая группа лиц, которая, злоупотребляя служебным положением в том или ином банке, взяла на свой страх и риск у другой группы лиц деньги, пообещав им повышенный процент. Тот факт, что все эти люди прикрывались именем банка, не делает эти отношения отношениями по вкладу. И даже никто не спорит, что пострадавшие таким образом люди действительно отдавали свои деньги. Этот факт никто не оспаривает. Основной вопрос в том, кто является обязанным лицом: банк или те, кто брал эти деньги? С моей точки зрения, обязанным лицом являются те, кто, пообещав горы золотые под повышенный процент, фактически смошенничали, и, обманув людей, взяли деньги и прокручивали их где-то, прикрываясь тем, что якобы у этих вкладчиков отношения с банком».

Похожие схемы были обнаружены в банках «Огни Москвы», «Замоскворецкий» и «Пробизнесбанк» после отзыва у них лицензий. Не стоит отказываться от проверки документов, даже если глаза у управляющего очень честные.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию