16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.01 / ₽ 8190
  • RTS1186.78
22 октября 2015, 14:20 Компании

Передел рынка: кому достанутся маршруты «Трансаэро»?

Лента новостей

Совет директоров «Трансаэро» в четверг может сменить гендиректора. Ставленник «Аэрофлота» Дмитрий Сапрыкин, скорее всего, уступит место заместителю летного директора «Трансаэро» Валерию Зайцеву

Фото: Maxim Shemetov/Reuters

План по передаче 75% акций авиакомпании государственному «Аэрофлоту» сорвался. После этого кредиторы стали один за одним подавать иски о признании перевозчика банкротом. В частности, так сделали Сбербанк и «Альфа-Банк». Представитель Сбербанка заявил, что не верит в спасение «Трансаэро» даже с новым собственником, у нее слишком большой долг и непрозрачная модель.

Сегодня же стало известно, что Сбербанк, как и ВТБ, начинает изымать лизинговые самолеты авиакомпании. Общий долг «Трансаэро» перед банками-кредиторами вместе с лизингом достиг 250 млрд рублей. Будет ли авиакомпания обанкрочена? Кто в этом заинтересован, а кто нет? Busines FM обсудила это с главным редактором портала Avia.ru Романом Гусаровым.

Похоже, что какая-то борьба идет вокруг «Трансаэро», но не очень понятная. Одни хотят банкротства перевозчика, другие, возможно, не хотят. На ваш взгляд, в чем смысл борьбы и что из этого выйдет?
Роман Гусаров: Мне кажется, что здесь все предельно ясно. Разумные кредиторы не хотят банкротства должника, обычно так всегда поступает кредитор, потому что с банкрота ты уже ничего не возьмешь. Понятно, что в случае объявления «Трансаэро» банкротом, банки не получат, по сути, ничего. Активов, каких-то более-менее стоящих у «Трансаэро» нет. Не говоря уже о том, что банки останутся еще и с самолетами, ведь они же являлись лизингодателями для авиакомпании «Трансаэро». То есть они не получают деньги, и они еще получают имущество, которое непонятно, куда девать.
Крупнейшие кредиторы — это все-таки Сбербанк, «Альфа-Банк» и ВТБ, насколько я понимаю. А есть еще группа небольших банков, которые тоже там имеют свои интересы, но если крупные игроки хотят банкротства, а менее значимые не хотят, то в итоге, кто побеждает?
Роман Гусаров: Вот тут, мне кажется, мотив у крупных игроков понятен. Для крупных игроков те заимствования, которые они предоставляли «Трансаэро», незначительны в их балансе, они могут их списать и забыть. А вот для средних и мелких это может быть серьезным ударом по финансовому состоянию, вплоть до обрушения этих банков. Поэтому по большому счету сейчас крупные банки используют вот эту ситуацию с «Трансаэро» для еще и некой зачистки поляны вокруг себя, поэтому их мотив понятен. Понятен мотив маленьких банков, которые не хотят банкротства должника, потому что у них появляется дыра в бюджете, а дальше проблема с акционерами, может быть проблема с вкладчиками, паника на рынке, ну и так далее, и обрушение банка.
А вот у этих банков получится ли отстоять «Трансаэро», даже после появления нового акционера S7? Есть ли шансы на спасение «Трансаэро», и что из себя будет тогда представлять компания?
Роман Гусаров: Как минимум, все шансы на сохранение авиакомпании «Трансаэро» уже потеряны. После вчерашнего решения Росавиации об аннулировании сертификата эксплуатанта мы ставим точку на истории авиаперевозчика. Но остается юридическое лицо «Трансаэро» — компания «Трансаэро», которая имеет некие обязательства, какие-то активы, долги и все такое. И вот вокруг всего этого будет происходить основная борьба. Причем я не знаю, смогут ли мелкие банки перебороть крупные, но мы видим, на днях суд отклонил иски о признании «Трансаэро» банкротом, иск Сбербанка, если не ошибаюсь. Вот это уже такой может быть звоночек, что для самой компании не все потеряно, хотя, думаю, все равно на рынок авиаперевозок она не вернется. Другое дело, что сейчас здесь еще вклинились в борьбу авиакомпании, которые заинтересованы в переделе рынка — маршрутов сети «Трансаэро», и основная сейчас схватка между ними. Собственно, с чем и связан интерес Владислава Филева к приобретению акций компании «Трансаэро».

Как сообщалось ранее, генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филев 20 октября приобрел не менее 51% акций «Трансаэро» у Александра Плешакова, который является крупнейшим акционером авиакомпании. Между тем в Сбербанке заявили, что не получали официального уведомления о смене владельца авиакомпании.

Российский Forbes оценил стоимость активов, принадлежащих владельцам S7 Владиславу Филеву и его супруге Наталье в 15 миллиардов рублей. Они владеют 100% группы S7. В нее входят авиакомпании «Сибирь» и «Глобус», выполняющие полеты под брендом S7. В минувшем году они перевезли 10 миллионов пассажиров.

Филевы пришли в авиационный бизнес в конце 90-х, как считается, случайно. По неофициальной версии, чиновники администрации Новосибирской области попросили инвесткомпанию супругов консолидировать свободные акции авиакомпании «Сибирь», находившейся в предбанкротном состоянии. Собранный ими пакет был объединен с акциями, которыми управляла администрация. В мае 2004 контрольный пакет «Сибири» был зарегистрирован на Наталью Филеву. Она стала главным стратегом компании, а публичной деятельностью занялся ее супруг.

По неофициальной же информации, Владислав Филев хорошо знаком с главой Росавиации Александром Нерадько. СМИ сообщали, что Филев якобы довел до банкротства «Внуковские авиалинии», заручившись поддержкой Нерадько и других федеральных чиновников. Похожая история произошла и с «Домодедовскими авиалиниями», которые тоже были обанкрочены. Там Владислав Филев будто бы действовал вместе с главой «Ист лайна» Дмитрием Каменщиком.

Акции «Трансаэро» на Московской бирже сегодня падают (более чем на 15%) после вчерашнего роста почти на 200%. В Центробанке заявляют, что анализируют динамику торгов.

Тем временем бывшие сотрудники «Трансаэро» подали заявку на проведение митинга у здания Минтранса. Они планируют выступить против банкротства компании отзыва у перевозчика свидетельства эксплуатанта. Акция должна пройти 1 ноября.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию