«Стрижка депозитов»: опасения насчет изъятия вкладов преждевременны
Лента новостей
Как указали в министерстве финансов, закон о «стрижке депозитов» примут не раньше, чем в середине 2017 года. За чей счет будут латать дыры в проблемных банках?
Закон о «стрижке депозитов» будет принят не ранее середины следующего года. Об этом в интервью телеканалу «Россия 24» заявил замминистра финансов Алексей Моисеев. Он также заверил, что вклады населения размером менее 100 млн рублей не будут конвертироваться в капитал проблемных банков:
Алексей Моисеевзамминистра финансов РФ«Это точно коснется юридических лиц. Понятно, что вклады должны быть достаточно крупными для того, чтобы это была какая-то рабочая структура. Что касается физических лиц — вот пошли разного рода разговоры о том, что это будет чуть ли не начиная со второго миллиона и так далее, это все абсолютная ерунда, таких планов нет. И пока есть только рабочий вариант цифр, которые обсуждаются между нами и ЦБ, сумма, которая равна 100 млн рублей. Я вас уверяю, что никаких разговоров о снижении этой суммы быть не может. Она может быть перерастет в миллиард или еще больше, но то, что это не будет меньше 100 млн, это, я думаю, уже более или менее точно. Понятно, что для юрлиц, наверное, это будут разнообразные инструменты, для физлиц, скорее всего, это будет касаться только вкладов, совершенно точно. Честно говоря, правда, я не могу представить себе, что на расчетном счете физического лица будет лежать больше 100 млн. Те, у кого такие деньги есть, они в форме вкладов, но, тем не менее. Это будет еще очень не скоро, потому что пока мы говорим только о концепции, которую буквально вчера мы разослали на рассмотрение ведомств. Я думаю, что мы полгодика поработаем с концепцией, потом будем писать закон. Закон сам по себе будет, конечно, очень сложный и тяжелый. То же самое, как тяжело нам далось изменение законодательства по банкротству и акционерно-пенсионных фондов, очень долго этим занимались, где-то месяцев девять. То же самое можно сказать про банкротство страховых, у нас сейчас там поправки идут. Тоже этому закону скоро год будет. Поэтому я думаю, что мы говорим реально про самое раннее — это середина 2017 года».
Сообщения о том, что в России может быть запущен механизм bail-in, вызывали бурю в СМИ и соцсетях: дескать, государство собралось изымать вклады. На самом деле, стрижка депозитов затронет лишь незначительное число частных клиентов банков. Об этом заявил Business FM вице-президент, руководитель Private Banking Банка Москвы Дмитрий Брейтенбихер.
Дмитрий Брейтенбихервице-президент Банка Москвы«Данная инициатива Минфина — это только один из находящихся сейчас на обсуждении вариантов поиска инструментов по стабилизации экономической ситуации. Поэтому нужно понимать, что прежде, чем реализоваться, будет в любом случае проведен какой-то анализ, адаптация к текущей действительности, и даже, если в дальнейшем эта инициатива будет одобрена, то потребуется время на проработки и утверждение конкретных законодательных актов. Поэтому, честно говоря, я тот резонанс, который сейчас это предложение получило, на мой взгляд, несколько преувеличен. А, во-вторых, большинство состоятельных клиентов в России в текущей нестабильной ситуации размещают средства, если мы говорим о депозитах, в крупных, преимущественно государственных банках. Мы, во всяком случае, в «Банке Москвы» это видим. Если речь идет о небольших финансовых учреждениях, то чаще всего крупные вклады в них размещают клиенты, которые как-то связаны или аффилированы руководству или акционерам этих банков. Поэтому, на мой взгляд, как частные лица, так и предприятия, которые размещают значительные средства в таких банках, в состоянии определить тот риск, с которым они могут столкнуться. Кстати, как правило, за этот риск они получают повышенные процентные ставки, которые мы, например, как государственный банк, не можем себе позволить. Как правило, именно такие финансовые учреждения попадают под отзыв лицензий, и в этом случае крупный вкладчик получает 1,4 млн, гарантированные АСВ. А данная инициатива, она как раз предполагает возможность докапитализации за счет этого крупного вклада и пускай дальнюю, но все-таки перспективу, в случае, если этот банк будет функционировать, развиваться и так далее, имея его акции каким-то образом вернуть те деньги, которые были вложены в этот банк».
В марте минувшего года вопрос о введении в России процедуры bail-in поднимало Агентство по страхованию вкладов. По мнению АСВ, это позволит сократить затраты на спасение банков. В конце 2015-го вопрос начали обсуждать и в Центробанке.
«Стрижку» депозитов применили во время финансового кризиса на Кипре в 2013 году. Тогда крупные вкладчики и кредиторы Bank of Cyprus принудительно стали его акционерами.