16+
Суббота, 24 октября 2020
  • BRENT $ 42.62 / ₽ 3245
  • RTS1164.06
2 октября 2009, 18:11 Компании

«Газпром» начал перепродажу газа в США

Лента новостей

«Газпром» объявил о начале продаж природного газа в США. Но пока это не российский газ, а американский, купленный у конкурентов. По мнению экспертов, так «Газпром» компенсирует потерю своих позиций на европейском рынке

«Газпром» организовал в США круговорот местного газа. Фото: AFP
«Газпром» организовал в США круговорот местного газа. Фото: AFP

«Газпром» объявил, что начал продажи природного газа в США. Их осуществляет подразделение российского концерна — Gazprom Marketing & Trading USA (GMT), созданное в 2006 года специально для работы на рынке Северной Америки.

В официальном сообщении компании поясняется, что американское подразделение «Газпрома» — компания GMT приобрела физические запасы газа у своих конкурентов за счет выполнения ряда долгосрочных обменных операций.

Президент GMT Джон Хаттенбергер (John Hattenberger) также заявил, что компания уже заключила сделки, согласно которым она обеспечена 350 млн кубическими футами газа в сутки (около 9,8 млн кубометров) в различных регионах США на следующие 3-7 лет. «Это позволило нам создать запасы, которые стали основой наших торговых операций… — сказал он. — Сейчас нашей целью является быстрое расширение наших позиций».

Эксперты, опрошенные BFM.ru, считают, что решение «Газпрома» о выходе на американский рынок связано с тем, что на европейском рынке компания теряет позиции. С наступлением кризиса доля «Газпрома» на европейском рынке сократилась, указывает генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев.

Как уже писал BFM.ru, доля «Газпрома» в Европе сократилась с 25% до примерно 16%. В настоящее время Европа продолжает переориентацию на других экспортеров. Великобритания, к примеру, одной из первых стран ЕС в марте получила партию газа из Катара. Алжир в то же время увеличил танкерные поставки в Турцию, которая, в свою очередь, выразила готовность нарастить экспорт в страны ЕС. Нефтегазовые компании Норвегии объявили о рекордных объемах продаж газа за рубеж и подписали долгосрочные контракты.

«Сокращение присутствия на важнейшем для себя рынке у «Газпрома» связано еще и с тем, что в России потенциал разведанных газовых месторождений используется лишь на 55%, — сказал Рустам Танкаев в интервью BFM.ru. — Ежегодно в стране добывается 550 млрд кубометров газа, а объемы разведанных месторождений рассчитаны на добычу 1 трлн кубометров в год».

Известно также, что Gazprom Marketing & Trading USA также будет заниматься реализацией СПГ, экспортируемого в Северную Америку другими подразделениями «Газпрома» (СПГ будет регазифицироваться в Мексике, транспортироваться по газопроводу в Южную Калифорнию и затем реализовываться на юго-западных американских рынках.). С этой целью в мае 2009 года компания подписала соглашение о покупке СПГ с завода, работающего на проекте «Сахалин-2»; кроме того, GMT планирует импортировать газ в США с Штокмановского месторождения. К 2015 году GMT планирует войти в число десяти крупнейших компаний в сфере торговли СПГ в США к 2015 году.

Глава East European Gas Analisys Михаил Корчемкин в интервью BFM.ru указал, что в прошлом году потребление газа в США составило 657 млрд кубометров. «Это самый большой рынок в мире. «Газпрому» удалось получить долю размером в 0,5%, что для начала совсем неплохо. Но цены американского рынка ниже европейских, и обменные операции «Газпрома» вполне могли быть убыточными», — говорит эксперт.

По данным собеседников BFM.ru, конкуренцию на американском рынке «Газпрому» составят 8 тысяч газодобывающих компаний. Всего же в США работают около 10 тысяч компаний, реализующих природный газ.

Но высокая конкуренция — это не главная проблема для российского газового монополиста, считает Рустам Танкаев. «Америка — самый невыгодный с точки зрения цены рынок газа. Основная часть природного газа в Штатах реализуется на спотовом рынке, и стоимость газа там, как правило, на 10—20% ниже, чем в Европе, где «Газпром» работает с потребителями по долгосрочным контрактам», — объясняет эксперт.

С ним согласен партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин, которые американские планы «Газпрома» вообще считает тупиковыми. По его расчетам, 1 тысяча кубометров природного газа в США будет стоить 110—120 долларов (в перерасчете на российскую систему измерения). «При этом 1 тысяча кубометров СПГ будет обходиться России примерно в 350 долларов и выше. А это значит, что поставки газа в Штаты — это экономически нецелесообразно, — делает вывод Михаил Крутихин. — И для «Газпрома» американский рынок, по сути, закрыт, поскольку там традиционно низкие цены и иная система реализации газа».

«Я думаю, «Газпром» рассматривает американский рынок, как и британский, в качестве учебного, — предполагает Михаил Корчемкин. — Для того, чтобы подготовиться к неизбежным переменам на всех остальных газовых рынках (кроме российского). На мой взгляд, вся деятельность Gazprom Marketing & Trading носит образовательный характер. Прибыльность «дочки» «Газпрома» составляет 1-2%, но она дает газовому монополисту практический опыт работы в условиях свободного конкурентного рынка».

Как бы то ни было, говорит Рустам Танкаев, выход «Газпрома» на американский рынок вписывается в Энергетическую стратегию России до 2020 года. Как указывает собеседник BFM.ru, согласно этому одобренному правительством документу, к указанному сроку РФ должна распределять поставки нефти и газа следующим образом: на Европу должно приходится около 60% поставок, на Америку — 20% и столько же — на развивающиеся рынки.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию