16+
Воскресенье, 11 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3387
  • RTS1110.14
8 апреля 2016, 17:37 Компании

Кризис — время раскрытия идей и людей

Евгений Плаксенков, глава кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы СКОЛКОВО, рассказывает шесть реальных историй российских предпринимателей, которые сумели использовать кризисные ситуации на благо своего бизнеса

«Единственное, чего нам следует бояться – это самого страха», — говорил Франклин Рузвельт, четырехкратный президент Соединенных Штатов Америки. Сложно не согласиться с человеком, бессменно руководившим страной во время Великой депрессии и Второй мировой войны. Он призывал к немедленным и решительным действиям и не позволял кризису «парализовать необходимые усилия по превращению отступления в наступление».

Сегодня нам достался очередной великий финансово-экономический кризис, со всеми его новыми угрозами и возможностями. Для современных предпринимателей пройти этот кризис жизненно важно. Для многих предприятий неизбежна полная трансформация.

Что останется в любом случае? Какие части модели управления должны работать в любых условиях? Для ответа на эти вопросы рассмотрим, из чего состоит любой бизнес. Есть четыре ключевых компонента:

  • Портфель КЛИЕНТОВ – наш рынок;
  • Портфель ТЕХНОЛОГИЙ – наши бизнес-процессы;
  • Портфель ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ – наша команда;
  • ФИНАНСОВЫЙ ПОРТФЕЛЬ – наши деньги.

Успех нашего бизнеса зависит, прежде всего, от того, как сформированы эти портфели и как мы ими управляем. Закон сохранения массы Ломоносова-Лавуазье гласит: «масса физической системы сохраняется при всех природных и искусственных процессах». В применении к нашему бизнесу это означает, что под воздействием внешних факторов наши портфели не исчезают, они лишь видоизменяются. Клиенты были и будут всегда, весь рынок состоит из наших потенциальных клиентов, просто у них могут меняться потребности и способы потребления. Наша задача — оценить эти перемены и предложить им адекватный продукт или услугу. Технологии — это не только наши методы и инструменты, это вся логистика всех бизнес-процессов и вовлеченных в них средств. И они тоже могут меняться. Портфель человеческих ресурсов — это наши сотрудники и мы сами. Финансовый портфель формируется из трёх предыдущих, а также включает в себя источники финансирования бизнеса. У каждого, кто готов при необходимости перетрясти свои портфели, есть шанс не только выжить в кризис, но и построить новый успешный бизнес, приобрести новые уникальные компетенции, а на обломках менее эффективных конкурентов расширить свои границы и увеличить свою долю на рынке.

На примере шести кейсов мы рассмотрим, почему настоящий предприниматель должен пользоваться кризисными явлениями и так управлять компанией, чтобы она выстояла и укрепилась в трудные времена.

Стоит отметить тот факт, что все представленные далее бизнес-кейсы носят витальный характер и касаются самых базовых потребностей человека: еда, одежда, дом, здоровье.

Кейс 1: Группа компаний «Медхолдинг»: видеть бизнес глобально

Созданная в 1998 году компания «Медхолдинг» выросла из небольшой семейной клиники в группу компаний, включающую многопрофильные медицинские центры, стоматологические клиники, центр профессионального здоровья, клиническую и зуботехническую лабораторию, а также собственный учебный центр.

Во время последнего кризиса компания продолжила свой рост. Главную роль в этом сыграл человеческий фактор — обучение руководителей. По словам генерального директора компании, выпускницы программы СКОЛКОВО Практикум Людмилы Иониной, раньше усилия руководства были главным образом направлены на решение операционных задач, «смотрели в одну точку, занимались текучкой». Сейчас же, несмотря на кризис, лидеры компании по их собственному выражению «стали видеть свой бизнес глобально и управлять им, как стратегическим проектом». Людмила отмечает, что вместе с ростом клиентского портфеля «произошел переворот в мышлении и сформировалось новое, целостное понимание бизнеса во всех его элементах».

Сегодня бизнес-среда ожидает очередные штормовые предупреждения, а компания строит не менее амбициозные планы и стремится к новым достижениям. Лидеры «Медхолдинга» представляют, как будут развиваться их главные портфели в эти кризисные времена.

Кейс 2: ALATAUFRUITSENGINEERING – понять рынок по-настоящему

Компания Темиржана Жалгасбаева, выпускника программы СКОЛКОВО Практикум, развивает агропромышленный кластер в Казахстане, а ее руководство знает, как построить выигрышную стратегию в любых условиях. ALATAU FRUITS ENGINEERING не просто занимается разработкой проектов садов и раскрытием потенциала земли. Она возрождает знаменитые сады Казахстана и создает бизнес, приносящий высокую и стабильную прибыль.

Понять рынок по-настоящему – это была первая главная задача Темиржана. В самом начале Темиржан определил, что сельское хозяйство убито и уникальный сорт яблок уничтожен. И это был настоящий вызов. Он нашел уникальный продукт, восстановил исторический сорт яблок, построил отсутствующие звенья, сформировал политики, ресурсы и стал создавать интенсивные сады под ключ. Затем потребовалось активно включить в эти процессы фермеров, перебатывающую промышленность и государство. И таким образом началось воссоздание инфраструктуры.

В самый разгар кризиса Темиржан создал быстро растущую компанию в старом и не самом привлекательном до последнего времени сегменте экономики. Сейчас он готов за один год удвоить и даже утроить выручку, при этом компания намерена серьезно сократить себестоимость продукции и благодаря всему этому стать лидером на рынке.

Темиржан смело меняет правила игры на рынке и в отрасли. За последнее время он реконструировал свой бизнес, за ним рынок и всю сферу. Он изменил смежные рынки и сам стал игроком на них, начал взаимодействие с глобальными компаниями и встроился в мировую сеть пищевой промышленности.

Правильно сформулировав свою роль, смысл бизнеса и стратегию развития, руководство ALATAU FRUITS ENGINEERING точно определило позицию компании и уверенно развивает ее. Теперь они могут позволить себе включить стратегию конкурентов, регуляторов, всех стейкхолдеров и их ресурсы в свою стратегию и расширить свои возможности.

Сегодня для компании назрел следующий важный этап — нужно делать отрасль ЭКСПОРТНОЙ. Россия и Китай – это самые привлекательные рынки для этой задачи.

Кейс 3: Fantasychildren’sClinic — в кризис мечты сбываются

Владимир Александровский, мой хороший старый друг, — талантливый доктор, врач от бога. Занимаясь стоматологической практикой, он мог бы легко и полностью обеспечить себя и свою семью, но в нем открылся еще один талант – талант предпринимательства. Как пассионарный и деятельный человек, Владимир создал сеть стоматологических клиник для детей (3 клиники в Москве). Какое-то время назад он задумал развивать вместе с партнерами детскую клинику общего профиля, чтобы спасать детей, за лечение которых большинство клиник браться не готовы. Он долго не мог осуществить эту идею — не хватало времени, было сложно найти помещение, ведь арендный рынок в то время был всегда на стороне продавца-арендодателя. Найти подходящих специалистов было сложно, все работали в хороших местах и менять что-либо не планировали. Но тут наступил кризис, и условия на рынке начали меняться. Сначала нашлось помещение — на рынке недвижимости начал восстанавливаться баланс, собственники пошли бизнесу навстречу, лишь бы сдать свои площади в надежные руки. Затем кризис привел к разморозке людей и идей. Появилась возможность оптимизировать организационную структуру, избавиться от неэффективных сотрудников и найти новые таланты, которые в другое время были недоступны.

Владимир существенно пересмотрел два портфеля — усилил портфель технологий и портфель человеческих ресурсов, открыв новую клинику и набрав новую команду. Увидев это, к нему пришли новые клиенты, и, как следствие, вырос финансовый портфель. До кризиса предприниматель не был готов к таким активным действиям, но перемены на рынке подстегнули его и привели к осуществлению давней мечты.

Кейс 4: Фермерские продукты из Курска: новое время для новых рыночных ниш

Роман Сороколетов — один из самых активных предпринимателей в Курской области. Он занимается агропромышленным бизнесом и руководит компанией «Петкус Черноземье». С прошлого года он создал ещё одно предприятие — оценив спрос в Москве и в Курске, он решил заняться фермерскими продуктами. Что подтолкнуло его к такому решению? Бурно растущий спрос и перспективы выхода на новые клиентские портфели. Он заметил, что введение санкций выбросило на полки огромное количество некачественного товара, что немедленно привело к спросу на действительно качественные продукты. Люди стали больше интересоваться вкусной и полезной пищей, у тех, кто раньше покупал импортные продукты, появился спрос на российские фермерские товары.

Второй стимул — цены на российское оборудование стали резко выигрывать на фоне импортных, а значит появилась возможность быстро запуститься и заполнить ниши. Когда всё в порядке и большие компании хорошо себя чувствуют, новые игроки никому не нужны. А в кризисное время из обломков великих компаний можно сложить новое дело. Кризис открыл новый спрос, высокий курс доллара укрепил производителей сельскохозяйственной продукции, а предприниматели лидерского типа укрепили свои портфели и реализовали новые бизнесы.

Кейс 5: «Ивановская текстильная компания» — кризис как бесценный опыт

Текстильная промышленность России переживает новое рождение. Перестройка полностью уничтожила лёгкую промышленность, доставшуюся нам в наследство от СССР — поставки из-за рубежа просто перекрыли рынок, и заниматься тканями и пошивом стало невыгодно. Что мы видим сейчас? Средняя зарплата в Китае и Турции стала выше российской, продукция иностранных промышленников потеряла свою конкурентоспособность. Руководитель «Ивановской текстильной компании» Юрий Шилов — один из немногих, кто серьезно занимался легкой промышленностью в России, и в 2015 году он почувствовал, что на этом рынке открылись новые возможности. Из-за санкций прекратился импорт тканей, а из-за разницы курсов валют выросла цена на европейское и азиатское сырьё. В то же время стали расти объемы госзаказов, ведь их больше не доверяют иностранцам.

Кризис — это рост компетенций, потому что заставляет проводить операции высокой сложности, которые раньше были редкостью. Появились клиенты, которых раньше не было, оборудование стало относительно дешевле и доступнее – все это дает лидеру возможность начать активно развивать свою компанию. Для деятельного лидера кризис приносит бесценный опыт, позволяет быстрее осуществить задуманное, открывает недоступные ранее возможности.

Кейс 6: «ПроИнСтрой Восток» — магия трудных времен

Михаил Никашин из Ульяновска — ещё один пример лидера, который в кризисное время смог использовать сложную ситуацию на рынке во благо развития компании и увеличить клиентский портфель. С ним я тоже знаком давно и знаю его главный принцип: «Все работают по-старинке, а я — заодно с заказчиком». Он строит и жильё, и промышленные объекты, берётся за сложные задачи и всегда старается работать в первую очередь в интересах потребителя. В 2014-15 годах он сыграл на ослаблении конкурентов. Кто-то из строителей ушёл с рынка, обанкротился, кто-то резко снизил планку качества, а Никашин сфокусировался на том, что умеет делать лучше всего, и собрал новые заказы. Его бизнес вырос в несколько раз и вышел за пределы города, сейчас он строит в Волгограде и других городах Поволжья. Его выбирают заказчики, которые постоянно ищут, где качественнее, надёжнее, ответственнее. Никашину удалось поправить портфель финансов не только со стороны клиентов, но и со стороны технологий — снизить издержки. Субподрядчики стали работать быстрее и брать за работу меньше. Мистика и магия кризиса проявилась в том, что возникла возможность всё сделать быстро и с меньшими затратами, если ответственно подходить к своему делу и находиться на передовой своего бизнеса.

Заключение:

Примеры шести компаний доказывают, что в кризисное время у хорошего предпринимателя, лидера по натуре, есть возможность сделать большой качественный рывок, трансформируя свою работу, меняя формат своего предприятия, развивая модель управления.

Кризис, несомненно, считается негативным явлением нашей жизни, но при этом он обладает большой притягательной силой. Сила кризиса состоит в том, что его мощный отрицательный заряд притягивает ряд положительных элементов:

Во-первых, во время кризиса наблюдается приток недоступных ранее ресурсов: талантливых людей, ценных активов, перспективных идей и технологий;

Во-вторых, кризис освобождает занятые ранее места на рынке и в отрасли, формирует новые потребности, расширяет горизонты для принятия решений, открывает новые пространства для бизнеса и новые контакты;

Третьим положительным моментом является ускоренное раскрытие талантов и возрастающий спрос на лидеров, способных справиться с кардинальными переменами;

В результате новых кризисных испытаний и новых достижений появляются новые заметные имена на карте бизнеса.

«У истоков каждого успешного предприятия стоит однажды принятое смелое решение», — говорил величайший гуру менеджмента Питер Фердинанд Друкер. Это бесспорно. Нам остается выбрать правильный момент для такого смелого решения. Возможно, кризис подтолкнет нас к краю скалы, а мы вырастим новые крылья в прыжке, как сделали это герои моих историй.

Евгений Плаксенков — преподаватель программы СКОЛКОВО Практикум для директоров, глава кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» бизнес-школы СКОЛКОВО, российский эксперт в области финансов, корпоративного управления, венчурного бизнеса, независимый директор в составе Cовета директоров ПАО «Галс-Девелопмент».

Приглашаем вас принять участие в бесплатных мастер-классах Евгения Плаксенкова в рамках презентации программы Практикум для директоров 12 апреля в Москве и 19 мая в Казахстане (г. Алматы).

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории