16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.98 / ₽ 8025
  • RTS1128.26
13 апреля 2016, 07:12 ПолитикаПерсоны

На то и Кудрин в ЦСР, чтоб правительство не дремало. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Слухи о возможном назначении Алексея Кудрина начались сразу же после его ухода из правительства. Отставка последовала вслед за публичным конфликтом с премьером Дмитрием Медведевым. Кудрина прочили потом на место и вице-премьера, и куратора экономики в администрации президента, и даже на место самого премьера. Чего ждать от нынешнего назначения Кудрина?

Георгий Бовт
Георгий Бовт Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Не зря пару дней назад, все-таки, Владимир Владимирович Путин сходил в московскую консерваторию. Давали Прокофьева и Брукнера. Присутствовало чуть ли не полправительства и даже глава Следственного комитета. На всякий случай. Был и Кудрин.

В старые добрые времена посещение подобных мероприятий лицом, формально не принадлежащим к правящей номенклатуре, могло означать некий сигнал, в том числе, самой номенклатуре: мол, это свой. Один из нас. По поводу путинского выхода в свет, да еще на отрывок из «Ромео и Джульетты» под названием «Монтекки и Капулетти», сразу же вспомнилась шутка: видно, пора что-то в консерватории поправить.

В каждой политической шутке есть доля шутки. Пошел слух, что Кудрин может возглавить Центр стратегических разработок, созданный при раннем Путине под Германа Грефа и разработку экономических и административных реформ. А тут 2018 год не за горами. Кудрин слух сам уже и подтвердил: мол, это будет «одна из руководящих должностей». И политкорректно оговорился, что ЦСР не будет заниматься «разработкой альтернативной экономической программы вне кабинета». Сейчас, мол, об этом речи нет.

Интересно, а чем же он там будет заниматься? Вряд ли председатель правительства, добившийся в свое время отставки человека по кличке «лучший министр финансов», полностью избавился от здоровой политической ревности к бывшему подчиненному. Тогда многие говорили, что уход Кудрина — это чуть ли не «черная метка Медведеву». В «черных метках» Алексей Леонидович ходит уже почти пять лет. Два раза участвовал в «Прямой линии» Путина с народом, задавая критические по отношению к правительственной политике вопросы. Может, и завтра задаст. Но и Медведев ведь все в той же своей ипостаси. Более того, президент периодически дает положительные оценки работе кабинета министров.

Просто Владимир Путин верен себе. В силовом блоке есть МВД, но и ФСБ не дремлет, а теперь еще и Российская национальная гвардия. Есть Следственный комитет, но с ним порой спорит Генпрокуратура. Вот и в экономическом блоке тоже должен быть плюрализм. Эдакий check and balance, система сдержек и противовесов по-русски. Она же — разделяй и властвуй.

Есть правительство, но есть и кураторы социально-экономических блоков в администрации президента. А теперь еще и мозговой трест в виде ЦСР наберет административный вес за счет Кудрина, которому Путин по-прежнему доверяет. И скамейка таких запасных доверенных лиц у него очень коротка.

Что касается реформ, то подобные формы их выработки — давняя российская традиция. Екатерина Вторая нащупывала пути развития просвещенного абсолютизма сначала в рамках Вольного экономического общества. Александр Второй готовил реформы и отмену крепостного права поначалу почти секретно в кругу близких единомышленников. Свои неформальные кружки доверенных советников или даже целых академических институтов были у советских вождей. Сегодня вроде уже есть и парламент, и политические партии. Но как институты выработки ни реформ, ни стратегий, ни политики вообще они не работают. Как не работает и механизм продвижения и претворения в жизнь таких реформ и стратегий в рамках не конкурентной нашей политической системы. Можно ли себе, скажем, представить, чтобы какая-либо из нынешних партий, начиная от правящей и кончая так называемыми оппозиционными, была способна пойти на выборы с целостной и разработанной программой, а не пестрым набором популистских лозунгов, чтобы в случае победы оказаться в состоянии воплощать ее в жизнь? Поэтому ЦСР при Кудрине будет примерно тем же, чем было Вольное экономическое общество при Екатерине Второй. Полное его название, кстати, звучало так: «Императорское вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроительства». Задачи, по большому счету, с поправкой на ХХI век, все те же. Называются они реформы сверху. Выработка таких концепций, как правило, удается неплохо. А вот реализация зависит уже от политической воли Генерального заказчика.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию