16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.30 / ₽ 8157
  • RTS1173.68
15 апреля 2016, 06:32 Финансы

Панамские документы раскрыли секреты офшорного искусства

Лента новостей

Офшоры как искусство. О нем как никто другой знает миллиардер Джо Льюис. Его компания изменила мир арта навсегда

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Расследование Международного консорциума журналистских расследований далеко не закончено. Панамское досье продолжает распухать. Появившаяся в результате утечки документов Mossack Fonseca информация затронула не только политиков, но и другие сферы. В частности, мир торговли искусством. Например, выяснилось, что картина Модильяни «Сидящий мужчина с тростью», права на которую давно заявляет правнук еврейского галериста Оскара Штеттинера, коллекцию которого изъяли нацисты, все же принадлежит семье арт-дилеров Нахмад. Хотя она долго отрицала это. Не меньшим скандалом стала и вскрывшаяся схема продажи известной коллекции Виктора Ганца, в которой участвовал респектабельный аукционный дом Christie's.

Выяснилось, что шестое состояние Великобритании миллиардер и владелец футбольного клуба Тотенхэм Джо Льюис был главным организатором офшорной схемы по продаже коллекции Виктора Венделя Ганца. Картины, среди которых было много работ Пабло Пикассо, были куплены через лондонский аукционный дом Spink & Son, которым тогда владел Christie's, офшорной компанией Simsbury за 168 млн долларов. Известно, что впоследствии коллекция Ганца ушла по частям по цене, которая заметно превысила 200 млн. Пикантность ситуации заключается в том, что Джо Льюис был одновременно и владельцем офшорной компании, и крупнейшем акционером Christie's. И существовала договоренность, что если на аукционах, которые должны были пройти в последующие месяцы, коллекция будет продана за большую сумму, и Spink & Son и Simsbury поделят прибыль. Схема продажи сегодня совершенно распространенная в мире искусства. Можно даже сказать, что Джо Льюис, использовавший ее, был в некотором смысле новатором. Но некоторые детали сделки действительно выглядят не особо красиво.

Татьяна Маркиназаместитель главного редактора The Аrt Newspaper Russia«Вообще это довольно распространенная практика сейчас под названием «гарантия третьих лиц», когда работу обязуется купить не аукционный дом, а некая группа дилеров. Пусть он был одно лицо, и он гарантировал эти работы. То есть обещал их купить, даже если бы они не превысили какую-то минимальную цену. Вот когда они превысили, то, что свыше делится с продавцом. Конечно, неприятность в том, что этот Льюис был одним из акционеров Christie's. Уход от налогов пусть отслеживают сами британцы. Вообще это известная практика, когда продавать коллекцию начинают с менее известного дома, а потом переходят во все более и более известный дом. Потому что на каждом этапе коллекция будет дорожать».

Однако возникают вполне основанные подозрения о том, что речь могла идти, с одной стороны, об уходе от налогов, а с другой — о том, чтобы заплатить клиенту, вдове коллекционера Салли Ганц меньшую сумму. И офшор тут использовался для того, чтобы замаскировать тех, кто стоял за сделкой, считает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.

Алексей ЛинецкийАлексей Линецкийпредседатель правления Московского юридического агентства«Конфликт интересов, который иногда возникает в таких ситуациях, ретушируется. Создается впечатление, что сделка совершена с независимым покупателем, хотя на самом деле такие покупатели пользуются инсайдерской информацией. Эти сделки могут наносить вред компаниям публичным, которые является налогоплательщиками. В данном случае, когда за сделками стоят панамские офшоры, используемые лицами, входящими в акционерные структуры Christie's, безусловно, показывает о том, что какой-то публичности, прозрачности деятельности не всегда удается им достигнуть».

Впрочем, вряд ли кто-то сейчас будет предъявлять претензии — налоговые или иные — 79-летнему Джо Льюису. С момента продажи коллекции Виктора Ганца прошло уже 20 лет. Но есть и более свежие истории, связанные с регистрацией предметов искусства в офшорных трастах. В частности, как пишет The Art Newspaper Russia, в ходе бракоразводного процесса российский предприниматель Дмитрий Рыболовлев при помощи компании, зарегистрированной на Виргинских островах, вывез из Швейцарии картины Пабло Пикассо, Винсента Ван Гога, Марка Ротко и других художников, чтобы они не достались его жене Елене. И вообще в архивах Mossack Fonseca упоминается столько произведений искусства, что их могло бы хватить на небольшой музей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию