16+
Четверг, 8 декабря 2016
  • BRENT $ 53.42 / ₽ 3384
  • RTS1088.66
1 мая 2016, 09:03 Стиль жизниКультура

Копирайт на «Болеро» истек. Шедевр классики можно слушать бесплатно

Ритмичная, гипнотизирующая с первых минут композиция становится бесплатной. Произведение было написано 90 лет назад, и только сегодня, 1 мая 2016, права на него переходят в общественное достояние

Фото: Imago/TASS

Бесплатный Равель. Права на одно из самых известных музыкальных произведений «Болеро» с воскресенья, 1 мая, переходят в общественное достояние. То есть платить за его исполнение больше не надо. Сколько приносят такие произведения правообладателям, и кто они?

Впервые «Болеро» было исполнено почти 90 лет назад, в 1928 году. И с тех пор оно не смолкает ни на минуту. Это не преувеличение. Согласно подсчетам французского общества защиты авторских прав SACEM, во всем мире его исполняют в среднем каждые 10 минут. А полный хронометраж «Болеро» при этом — 17 минут. И почти всегда за эти исполнения кто-то платил правообладателям. По оценкам, с 1960 года только за одно это произведение было собрано около 77 млн долларов отчислений. При этом следует отметить, что сам Равель скончался в 1937 году. Как распределялись эти деньги, в том числе и в России, — большой вопрос.

Роман Захаровгендиректор юридического бюро TM Defence«Вознаграждения-то взымались. А вот получал ли кто-то деньги — это всегда вопрос. Взимание денег РАО и ВОИС сводится к тому, что не вполне прозрачна система дальнейшей судьбы этих денег. Это главная претензия к этой системе. Вариантов реформ предлагается довольно много. Сейчас стоит вопрос о неких глобальных лицензиях, которые будут продаваться при покупке Интернета, либо какой-то твердый платеж, который будет получать автор. Нужно понимать, что никогда не найдется варианта, который устроит всех».

Агрегаторы и общества, подобные французскому SACEM или российским РАО и ВОИС, всегда ратуют за максимальное продление сроков действия авторских прав. Те, кто произведением пользуются, наоборот, стремятся этот срок сократить. Изначально Всемирной Конвенцией об авторском праве был установлен 25-летний срок охраны после смерти автора, Бернской Конвенцией по охране литературных и художественных произведений — 50-летний срок. Сейчас стандартный срок — 70 лет. При этом в некоторых странах годы войны, например, в исчислении срока не принимаются в расчет. Единственный близкий родственник Мориса Равеля — его брат Эдуард — скончался в 1960 году. И с тех пор тянулись бесконечные суды между его сиделкой, ее мужем и внучатыми племянниками, о том, кто же будет получать эти миллионы. Но не только в отчислениях дело. Иногда активность правообладателей вредит самому наследию, его доступности.

Лейла Гучмазовабалетный и музыкальный критик«На наших просторах есть чудесная должность. Она называется профессиональная вдова. Они как-то очень ревниво относятся к авторским правам. Я знаю конкретно несколько происшествий, когда ревность вдовы мешала появиться на свет приличному художественному произведению. С прокофьевским наследием есть какие-то проблемы, с наследием Шнитке очень большие проблемы. С первой пятерки музыканты имеют проблемы с доступом к наследию Альфреда Шнитке. Мотивы очень странного свойства. Объяснять их иначе, чем глупостью и алчностью я, например, со стороны не могу!»

Итак, с воскресения созданное по заказу российской танцовщицы Иды Рубинштейн для исполнения в парижской Гранд Опера, а затем прославленное в 60-годы прошлого века Морисом Бежаром «Болеро» становится всеобщим достоянием.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории