16+
Пятница, 9 декабря 2016
  • BRENT $ 53.72 / ₽ 3402
  • RTS1099.43
6 июля 2016, 06:16 Политика

Почему таможня РФ отправляет домой фуры и вагоны с украинскими товарами

Ранее Москва временно остановила их транзит в Казахстан и Киргизию. Об этом стало известно в воскресенье, на следующий день Киев пообещал зеркальный ответ. Ну, а во вторник пришли сообщения, что на российско-белорусской границе застряли украинские фуры и вагоны. Почему Россия запретила транзит, и каковы последствия для сторон?

Фото: Антон Вергун/ТАСС

Внятного объяснения от российских властей так и не поступило. Таможня же просто начала выполнять новые правила. Во вторник на границе России и Белоруссии задержали десятки фур и вагонов. Часть из них, как сообщили в Смоленской ФТС, поедет обратно на Украину.

Версий происходящего две. Экономическая. Россия с января, как и обещала, закрыла зону свободной торговли с Украиной. Чтобы защитить рынок от европейских товаров, после того, как вступила в силу экономическая часть ассоциации Украины и ЕС. Ну, и перекрыть возможные поставки санкционой продукции, как европейской, так и украинской. Однако контрабанда все равно идет и как раз через транзитный коридор в Среднюю Азию. Поэтому транзит решили полностью остановить. Рассказывает руководитель правления транспортной компании ACEX Group Мирослав Золотарев.

Мирослав Золотарев руководитель правления транспортной компании ACEX Group «Граница-то обратно открыта, товары заезжали в ту же Белоруссию, там они растаможивались, и потом они ехали в Россию как белорусские — те же там сыры и так далее. То, что это в теории возможно — это так. Имеется ли это на практике? Они же не написали факты. Если бы они написали, что так и так, такое-то количество грузов, столько то машин въехали в Россию, приехали в Казахстан, а потом приехали обратно».

Схема проста. Фура с украинскими товарами приезжает в Россию. На нее ставят пломбы, она едет в Казахстан. Там, не разгружаясь, разворачивается и спокойно едет как бы назад на Украину. По дороге домой товары выгружают в России. А можно еще проще, говорят участники рынка. Грузы даже не доезжают до Казахстана. В дороге появляются новые документы, а старая информация волшебным образом исчезает из всех баз данных. Но так было и раньше, поэтому реальнее — политические мотивы, замечает украинский аналитик Борис Кушнирук.

Борис Кушнирук украинский аналитик «Это не повод для того, чтобы создавать систему, которая фактически блокирует возможность либо удорожает экспорт через территорию России. Вот это политическая составляющая. Мы видим уже это на протяжении многих лет. То, какая там украинская продукция страшно-страшно плохая, потом выяснилось, что она неплохая, и так далее. Тот инструмент экономического давления, которое оказывает Россия на Украину, на другие страны. Приходится просто считаться как с данностью».

Киев еще в понедельник заявил о зеркальных мерах, но потом сообщил, что Украина будет везти товары в Среднюю Азию в обход России. Это Шелковый путь — из Одессы по морю, через Грузию и через Азербайджан снова по морю в Казахстан. Будет неудобно и дорого, цена товаров вырастет. Что же касается ответа, то можно закрыть украинский транзит для российских товаров. Но де-факто после февральской блокады фур российский бизнес и так отказался от этого пути в Европу. Остается только импорт и транзит российского газа, но вряд ли до этого дойдет дело. Интересно, что Казахстан еще в июне предупреждал Украину, что вскоре транзит будет закрыт, и посоветовал искать обходные пути. Ну, а Киев уже обратился к Астане, чтобы та попросила Москву открыть транзит. А если быть точным в словах чиновников, Украина призвала Казахстан потребовать от России отмену ограничений.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории