16+
Среда, 7 декабря 2016
  • BRENT $ 53.94 / ₽ 3445
  • RTS1059.97
14 июля 2016, 19:02 Компании

Всем выйти из тени. Власти взялись за «гаражную экономику»

Владимир Путин на закрытой части Совета по стратегическому развитию предложил вывести из тени десятки миллионов самозанятых россиян. Как сообщает Bloomberg, речь идет о так называемой «гаражной экономике». О ней последнее время очень много пишут СМИ. На каких принципах существует гаражное деловое сообщество? Смогут ли чиновники убедить их работать «по-белому» и платить налоги?

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Эти люди нигде не устроены, не получают пенсии и пособия по безработице. Они есть в каждом российском городе, в том числе, и в Москве. Их в стране примерно 40 миллионов человек, почти треть населения страны, около половины экономически активных граждан. Эти люди совсем не бедствуют. Они — представители так называемой «гаражной экономики».

В гаражах делают все. Ремонтируют машины, производят мебель, шьют одежду, жарят шашлыки, стригут волосы, размещают туристов. И в основном, как сказал бы один российский министр, — «ноу криминалити». Это бизнес. Только серый, без налогов. О нем знают все жители. О нем знают региональные власти, силовики. О нем знают социологи. И только федералы до последнего времени то ли не знали, то ли не обращали внимания.

При дефицитном бюджете ситуация меняется. В мае на экономсовете президенту о них рассказывал бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сейчас, как сообщил Bloomberg, на закрытой части нового Совета по стратегическому развитию Владимир Путин попросил решить вопрос, чтобы «гаражники вышли из тени». Экономист Сергей Хестанов сомневается в успехе. Традиции гаражного бизнеса пустили корни еще при СССР, это все те же цеховики.

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Целые категории граждан традиционно работали в теневом секторе, правда, в советские времена, одновременно формально числясь где-либо в секторе официально. До сих пор налоговой службе не удавалось добиться больших успехов, и вряд ли эти большие успехи будут в ближайшем будущем. Однако, чем сложнее ситуация с государственным бюджетом, тем больше, интенсивнее, более умело будет действовать налоговая инспекция».

До последнего времени серые бизнесмены и кризиса-то не замечали. Почувствовали его лишь недавно, когда ощутимо сократились расходы их клиентов, то есть бюджетников. Впрочем, в регионах развит натуральный обмен. К примеру, я тебе мебель — ты мне отремонтированную машину. А если клиент занимает высокий пост, то товар ему можно подарить в качестве уважения, чтобы в случае чего заручиться поддержкой. Региональные власти обычно не трогают гаражные кооперативы.

В отличие от обычного бизнеса, гаражный не имеет цели повысить капитализацию. Это средство выживания. В противном случае, могут быть проблемы. Рассказывает исследователь Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» Сергей Селеев.

Сергей Селеев исследователь Фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» «Если гаражник, условно, стал получать, к примеру, больше миллиона рублей в месяц, то его начинают гнобить, чтобы он не выбивался из общего ряда. Гаражной деятельностью, по большому счету, можно зарабатывать определенный уровень доходов, необходимый для выживания. Все, что ты получаешь сверху — ну, к тебе придут, в общем, так можно сказать. Один гаражник сказал, что, начиная зарабатывать большие деньги, ты либо должен идти в депутаты, либо депутаты придут к тебе».

Гаражная экономика не имеет отношения к экономике официальной. Эти бизнесмены не слишком задумываются о росте ВВП, курсе доллара, инфляции и последнем прогнозе Минэкономразвития. Им не нужна реклама — услуги и товары продаются с помощью сарафанного радио, по рекомендации. Интересно, что в этом инвестклимате практически нет конкуренции. Сотни гаражей в одном кооперативе мирно сосуществуют друг с другом, потому что у каждого сложилась своя, проверенная клиентура. Некоторые, правда, выходят из тени, регистрируют ИП, ООО. Участвуют в госзакупках и даже, как рассказывают исследователи, официально ремонтируют машины силовиков.

И все они дружат с местными властями, у них тоже есть социальная ответственность бизнеса, они помогают ремонтировать дороги и благоустраивать территории. Цеховики нового поколения живут по принципу «вы нам не мешаете, мы вам тоже».

Что будет, если начнут давить, сейчас не может предсказать никто.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории