16+
Суббота, 3 декабря 2016
  • BRENT $ 54.19 / ₽ 3462
  • RTS1050.21
29 июля 2016, 06:13 ОбществоПроисшествия

Птицы и самолеты. Кто в небе хозяин?

Авиакомпания «Победа» требует с аэропорта в Тюмени 1 млн рублей. Причина — попадание птицы в двигатель самолета. Такое возможно не только в России. Проблема очень пугает пилотов

Фото: David Tipling / Barcroft Images/ТАСС

Авиакомпания «Победа» намерена взыскать 1 млн рублей с тюменского аэропорта за попадание птицы в двигатель. Перевозчик намерен возместить свои расходы на очистку двигателя. Инцидент случился при заходе на посадку на аэродром «Рощино».

Как сообщает авиакомпания, орнитологическая защита аэродрома — это сфера ответственности аэропорта. Как часто птицы попадают в двигатели авиалайнеров, и как на это реагируют пилоты?

Более трети всех попаданий птиц в двигатели происходит уже после взлета авиалайнера, еще треть — в момент захода на посадку. Пик столкновений приходится на дневное время. Птицы летают на самых разных высотах, но чаще не выше километра, говорит орнитолог Евгений Коблик.

Евгений Коблик орнитолог «Над Гималаями пролетают некоторые перелетные птицы, например, горные гуси. Это как минимуму 8 000 метров над уровнем моря, другое дело — насколько птицы поднимаются на подстилающую поверхность. Считается, что до 3-4 километров могут подниматься. Это, конечно, редкие случаи. В основном, большинство птиц летит на высоте меньше километра над землей».

А это как раз момент, когда самолет садится. Причем летит он на такой высоте гораздо дольше, чем, когда резко набирает высоту. Отсюда и такая статистика. Несмотря на то, что сейчас моментально срабатывает автоматика и увеличивает мощность второго двигателя, летчики все равно нервничают, рассказал пилот, много лет бывший командиром экипажа Як-40 Евгений Самсонов.

Евгений Самсонов пилот «Если один двигатель выключился, смотря, на каком этапе, если на взлете, так это уже большая проблема. Хотя на одном двигателе они все равно взлетать обязаны, и они взлетают. А если где-то на большой высоте, или на снижении, в облаках, ночью. Хотя самолеты сейчас практически все автоматы, там компьютер сам выводит другой двигатель на взлет. Моменты разворачивающие есть, это все влияет на устойчивость и управляемость самолета. Поэтому пилоты, конечно, этого остерегаются. Эта проблема мировая, не только в России, но и везде, эта проблема по всему миру».

В России у этой проблемы, как обычно, есть свои особенности. В том, что рядом с нашими аэропортами много птиц, виновны не их наземные службы, говорит бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов Александр Романов.

Александр Романов бывший командир воздушного судна, специалист по безопасности полетов «Птицы перелетают через полосу, и по нашим всем нормам, в радиусе 17 километров не должно быть никаких свалок, тем более продуктовых, а у нас эти свалки находятся на расстоянии меньше километра всего. И вот «Шереметьево»: закрываем, пытаемся практически каждую неделю и ничего сделать не можем. Птицы не просто сезонные, они прилетают туда, где есть корм. Где свалки, там они находятся: и чайки, и другие птицы большие. Это самая распространенное, самое больное место в авиации сейчас».

По рассказам пилотов и техников, в двигатели чаще всего попадают именно чайки. Вороны очень умные птицы и не летают, где попало. Кстати, они и не такие крупные. Наряду с голубями и воробьями они не наносят сильного вреда двигателю. А вот чайки могут достигать веса до 2 килограмм. Столкновение с такой птицей при скорости самолета 700 километров в час равносилен попаданию 30-миллиметрового снаряда, выпущенного из пушки. Правда, опять же по статистике повреждение двигателя при таких ЧП происходит в 18% случаев. Более половины пилотов отделываются легким испугом, а самолеты небольшим ремонтом.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории