16+
Суббота, 10 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3387
  • RTS1110.14
1 августа 2016, 13:17 Право

Генпрокуратура решила, как нужно бороться с коррупцией в госзаказе

По мнению надзорного ведомства в выполнении плана должны принимать участие Минэкономразвития, ФАС, Минфин, МВД, ФСБ и Следственный комитет России

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Генпрокуратура утвердила план по борьбе с откатами и коррупцией в госзаказе. В его выполнении должны участвовать Минэкономразвития, ФАС, Минфин, а также ФСБ, Следственный комитет и МВД. Об этом пишет газета «Ведомости» со ссылкой на копию документа, которая имеется в распоряжении издания.

В основной части плана содержатся предложения по изменению законодательства. В частности, Генпрокуратура предлагает ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках, обязательную проверку аффилированности и раскрытие субподрядчиков в крупных заказах. Новый закон ничего не изменит, если он не будет применяться на практике, считает юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.

Любовь Соболь юрист Фонда борьбы с коррупцией «Уголовная ответственность существовала и ранее. Есть 178 статья Уголовного кодекса, которая говорит о неправомерном запрете конкуренции. Но в нашей российской практике эта статья вообще не работает. Я не знаю ни одного случая, когда она применялась на практике. Поэтому вопрос такой: будут ли новые нормы, которые предлагает Генпрокуратура, применяться или нет, потому что одно дело — записать что-то в закон, а другое дело, когда правоохранительные органы должны будут проводить проверки и работать с этим новым положением в законодательстве. В государственные торги приводятся компании, аффилированные с заказчиками, которые заказывают эти работы, либо компании платят откаты, просто приводятся какие-то конкретные фирмы, когда просто с них требуют какой-то возврат бюджетных средств, которые они получили. Это та же самая взятка, за которую сейчас уже предусмотрена статья в Уголовном кодексе, которую уже сейчас можно применять, но, к сожалению, не активно пользуются наши правоприменители. Участие в незаконных сговорах, картелях на торгах, когда рынок монополизируется незаконным образом, разделяется между конкретными компаниями на рынке, все остальные не допускаются, а эти компании поддерживают монопольно высокие цены. То есть вот эти истории, наверное, основные, которые используются сейчас. Эти меры контролируют не только правоохранительные органы, есть специальный орган, Федеральная антимонопольная служба. И вот Федеральная антимонопольная служба, к сожалению, не справляется со своими обязанностями. Компании идут в ФАС, а ФАС просто закрывает глаза на нарушения. Опять же, может быть, это коррупционная какая-то история, может быть, история о непрофессионализме. К сожалению, нет контролера».

План борьбы с откатами был утвержден и подписан главой ведомства Юрием Чайкой в конце июля. Действие документа распространяется не только на госзаказы, но и контракты естественных монополий и госкомпаний. Выполнить все положения приказа планируется до конца следующего года. Безусловно, такие меры увеличат факторы риска для недобросовестных заказчиков, считает доктор экономических наук, ректор Государственного университета управления Владимир Строев:

Владимир Строев ректор Государственного университета управления «Создание такой комиссии, плюс введение уголовной ответственности за такие нарушения, конечно, повысят прозрачность закупок. В первую очередь, возможно, конечно то, что касается родственных отношений, почему там перечень должностей сейчас будет перечислен специальный, чтобы отслеживать вот эту связь родственную, кумовство, дружеские отношения и так далее, при закупках на большие суммы. Где-то, может быть, информируются люди при таких отношениях о снижении цены и так далее. Введение уголовной ответственности, конечно, значительно снизит саму возможность таких неэффективных закупок в перспективе. Я думаю, что до 50% можно спокойно экономить средства, которые выделяются изначально. 40% гарантированно можно экономить, вот и считайте из общего объема».

В прошлом году объем госзакупок составил свыше 6,5 триллиона рублей. Около половины сделок заключалось через электронные площадки.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории