16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.12 / ₽ 8221
  • RTS1168.98
17 августа 2016, 19:12 Право

«Что тут обсуждать?» Студентку «первого меда» судят за призывы к терроризму

Лента новостей

«Мне хотелось понять, правильны их действия или нет», — так объяснила студентка 5-го курса Медицинского университета имени Сеченова Патимат Гаджиева то, что она разместила в соцсетях сцену казни ИГИЛ (запрещена в РФ) и молитвы с призывом к убийствам

Студентка Патимат Гаджиева, обвиняемая в экстремизме, во время рассмотрения ее дела в Московском окружном военном суде.
Студентка Патимат Гаджиева, обвиняемая в экстремизме, во время рассмотрения ее дела в Московском окружном военном суде. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Московский окружной военный суд в среду начал рассматривать дело 20-летней студентки Патимат Гаджиевой, разместившей на своей странице в соцсети стоп-кадр сцены казни запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» и текст молитвы к убийствам. Подсудимую обвиняют в публичных призывах к терроризму, а также в разжигании национальной или религиозной розни. Свою вину девушка признала частично. Она не отрицала, что перепостила материалы, однако заявила, что не преследовала цели, которые ей приписывает следствие.

Процесс над студенткой пятого курса Медицинского университета имени Сеченова Патимат Гаджиевой сделали, по сути, показательным: журналистам, которых обычно удаляют с процессов подобного рода, ссылаясь на необходимость обеспечения безопасности, на этот раз разрешили не просто остаться в зале, но и вести съемку всего заседания.

Одетая в песочного цвета платок-хиджаб и длинное полосатое платье подсудимая вначале пыталась закрывать лицо листком бумаги, но потом поняла, что это бессмысленно.

Стоит отметить, что дело студентки «первого меда» с самого начало сопровождали странности: весной этого года прокуратура почему-то направила его на рассмотрение в Солнцевский суд столицы. Это при том, что уже больше года (с 1 января 2015 года) дела о терроризме слушаются только военными судьями. Заслушать дело «по-тихому» и вынести там приговор не удалось: районная инстанция передала дело военным.

Согласно фабуле обвинения, озвученной прокурором Павлом Емельяновым, 11 и 24 июля прошлого года Патимат Гаджиева, действуя под псевдонимом Фатима Халидовна, разместила на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» два материала: стоп-кадр видеозаписи казни, совершенной боевиками ИГИЛ, а также текст молитвы на русском языке, в котором содержались призывы к убийству христиан, людей других национальностей и вообще врагов данной экстремистcкой организации. Стоит отметить, что позже девушка удалила материалы. Однако она уже успела попасть в поле зрения сотрудников Центра противодействия экстремизму УВД по ЦАО, была задержана и заключена под стражу.

Как отметил прокурор, подсудимая «осознавала публичный характер своих действий, в результате которых экстремистские материалы стали доступны неограниченному числу пользователей «ВКонтакте». Следствие квалифицировало действия Гаджиевой по ч.1 ст. 205.2. УК РФ («Публичные призывы к терроризму») и ч. 1 ст. 282 УК РФ («Разжигание национальной или религиозной розни»). По первой статье ей грозит наказание на срок до 4-х лет лишения свободы, по второй — до пяти лет заключения.

«Меня заинтересовало обращение к Господу с просьбой убить другого человека»

Выслушав обвинение, Гаджиева заявила, что признает вину, но только частично. Подсудимая не отрицала, что разместила в соцсети вышеназванные материалы, однако заверила, что у нее не было умысла оправдывать терроризм или разжигать религиозную рознь. «Цель у меня была другая», — сказала она.

Давая показания, 20-летняя уроженка Дагестана пояснила, что картинку со сценой казни она выложила для того, чтобы обсудить с друзьями, подлинная ли она или является фотомонтажом. Во втором случае ей стало интересно — существует ли произнесенная боевиками ИГИЛ молитва в исламе, или ее кто-то выдумал. «Мне было непонятно. Я читаю много книжек по исламу. Но с данной молитвой я была незнакома. Ее не было в учебниках. Меня заинтересовало обращение к Господу с просьбой убить другого человека», — поведала девушка. По ее словам, в дальнейшем, почитав и проконсультировавшись с людьми, «которые больше знают», она пришла выводу, что изречения и форма молитвы были неправильными.

Подсудимая сообщила, что обсуждает с друзьями и одногруппниками в соцсетях многие волнующие ее темы — будь то политика или экономика. «Эта тема про ИГИЛ достаточно популярна была и есть, на мой взгляд, одна из самых обсуждаемых в моем круге общения», — сказала девушка. Она пояснила, что исповедует ислам. Именно поэтому люди из ее окружения задавали ей разные вопросы на тему религии — дозволено ли то, правильно ли это.

По версии Гаджиевой, один из материалов про ИГИЛ она скопировала на свою страничку, фактически, не глядя, чтобы потом его повнимательнее прочитать. «Я достаточно занятой человек, у меня учеба и все такое. Когда я захожу в соцсеть, если вижу статью с большим объемом, у меня такая привычка: я перемещаю на свою страницу, а потом ее перечитываю, делаю выводы, оставляю или не оставляю комментарии», — пояснила она.

Гаджиева заявила, что после того, как внимательно изучила текст, она удалила статью без чьего-либо вмешательства. «Никто ничего мне не говорил. Это было лично мое решение», — сказала она. Позже Гаджиева добавила, что удалила посты, когда узнала, что некая девушка была задержана после неких публикаций в соцсетях. «Тогда я подумала, что может быть это противозаконно, и я удалила. И больше никаких моих действий таких не было нигде с того самого момента», — сказала она.

Подсудимая уверяла: тогда она была не в курсе того, что «Исламское государство» запрещено на территории РФ Верховным судом.

Девушка заявила, что, если бы хотела кого-то призвать к чему-то или кого-то агитировать, то не стала бы оставлять на странице свои подлинные персональные данные. «Я, конечно, прекрасно понимаю, что незнание закона не освобождает от ответственности, но все равно…», — чуть не плакала она.

Вопросы и ответы

«А как давно вы мониторите, наблюдаете и интересуетесь деятельностью ИГИЛ?», — спросил подсудимую прокурор. «С тех самых пор, как она начала упоминаться в СМИ», — последовал ответ. «Вы понимали, что распространенная вами информацию направлена против общественной безопасности?», — задал обвинитель следующий вопрос. «Не понимала, честно! Сейчас — да», — отвечала фигурантка.

Она сообщила, что с тех пор как возникло «Исламское государство», появились как его сторонники, так и противники. «Мне хотелось понять с точки зрения ислама, правильны ли их действия или нет», — объяснила девушка.

Вместе с тем, как следовало из оглашенных в суде материалов дела, интерес Гаджиевой к деятельности ИГИЛ не был одномоментным. На изъятом у Гаджиевой дома ноутбуке (он, по словам подсудимой, принадлежал ее сестре) были обнаружены материалы экстремистского характера: пособия по разведке, видео с казнями, религиозная литература и другие. Судья отметил, что в настоящее время по данным предметам проводится экспертиза. Также из озвученных в суде документов стало известно, что сидевший в зале брат Гаджиевой состоит на учете у участкового в Дагестане как религиозный экстремист.

Сомнения суда

Объяснения фигурантки вызвали скептическое отношение у тройки профессиональных судей, слушающих ее дело. Так, председательствующий в процессе судья Михаил Кудашкин не скрывал своих сомнений. Он не мог поверить, в то, что девушка не знала о запрете деятельности ИГИЛ на территории России.

«Вы в Москве живете, на 5-м курсе вуза учитесь. Здесь на каждом шагу, постоянно, даже если телевидение не смотреть, просто по улице мимо проходить, можно об этом услышать. И вы говорите, что не знали, что она признана запрещенной?», — удивился он.

Судью заинтересовало, почему девушка в соцсети использовала не свое имя, а псевдоним Фатима Халидовна. Подсудимая пояснила, что ей просто очень нравилось имя Халид. «Это был сподвижник пророка, он был очень выдающейся личностью в истории ислама», — сказала фигурантка.

Однако судья все же не мог взять в толк, зачем взрослой девушке, которая изучала арабский и английский языки, нужно было публично обсуждать в соцсетях тему ИГИЛ. «Что вам мешало не размещать их для всеобщего доступа, а распечатать, пойти в мечеть к имаму и спросить?», — задал Кудашкин вопрос подсудимой, но так и не получил ответа.

«Когда в молитве идет призыв уничтожать христиан и людей других религий, что тут обсуждать? По-моему, очевидно, ясно и понятно, о чем там призывают. Что тут обсуждать — правильно ли убивать других людей на земле?», — не мог скрыть возмущения судья.

На его взгляд, некоторые вещи очевидны, и их понимают даже малые дети. В качестве иллюстрации своих мыслей он привел разговор со своим сыном. По словам судьи, когда в суд стали поступать подобные дела, он предостерег детей от размещения подобных материалов в соцсетях.

«Мой младший сын (а он младше вас) ответил: «Я что, дурак?». Они почему-то знают, что размещать подобное на своей странице «ВКонтакте» законом запрещено», — подчеркнул судья. — Это я к тому, что, по вашим словам, прогрессивное человечество и «все нормальные люди», как вы говорите, должны обсуждать темы таким способом».

Поскольку на процесс ни один из свидетелей лично не пришел, суд огласил их показания, исследованные письменные доказательства и завершил судебное следствие.

Ожидается, что завтра, в суде пройдут прения сторон, в ходе которых прокуратура запросит наказание, которое считает справедливым для фигурантки. После того, как в прениях выступят адвокаты, подсудимая скажет последнее слово. Затем суд удалится для вынесения приговора. Он будет оглашен через несколько дней.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию