16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.70 / ₽ 8195
  • RTS1173.68
22 августа 2016, 10:50 Политика

Новый министр: куда шагает российская система образования

Лента новостей

Эксперты проанализировали бэкграунд и первые заявления Ольги Васильевой. Одних результат испугал, других, напротив, наполнил оптимизмом

Ольга Васильева.
Ольга Васильева. Фото: Пресс-служба МГГЭУ/ТАСС

Приоритет Ольги Васильевой — учитель. ЕГЭ нужно совершенствовать, усиления религиозного компонента в системе образования не будет, новые взвешенные учебники истории — это первые заявления нового министра образования. Что касается общего настроя, РИА Новости Васильева уже заявила, что прежде чем говорить об изменениях, которые требуется внести, нужно оценить, что уже сделано в сфере образования. Определенные выводы можно сделать и на основе того, что новый министр сказала в интервью «России 1»:

Ольга Васильева министр образования «Я и сама была учителем, преподавателем высшей школы, поэтому я хорошо это понимаю. Ты вкладываешь самого себя в маленького человека. Самое главное — ты можешь застать здесь и сейчас результат труда этого маленького человека. Мне нравится в этом смысле фраза Эйнштейна. Известно, что у него были достаточно сложные отношения со школой. Он сказал, что школа должна готовить гармоничную личность, а не узкого специалиста».

«Технократа Ливанова, который, может быть, не всегда успешно справлялся со своей задачей, поменяли на идеолога Васильеву, и это шаг назад», — уже успели высказаться комментаторы. Однако пока действий от Васильевой не было, а ее заявления звучат прагматично осторожно.

Большинство наблюдателей делают выводы о том, что произойдет с системой образования в России при Васильевой, на основе ее прошлого, которое тесно связано с изучением роли церкви и православия в истории Советского Союза. Как многие вспомнили, Васильева говорила о том, что при Сталине началась реабилитация русской истории. Ее заявления комментирует историк и журналист Николай Сванидзе:

Николай СванидзеНиколай Сванидзе тележурналист, историк «Я читал некоторые выступления, они вызывают вопросы, в частности, ее хвалебные комплиментарные пассажи о Сталине и его исторической роли. Второе — это то, что Ольга Юрьевна, очевидно, является сторонником более интенсивных отношений между государством и православной церковью, что, на мой взгляд, плохо как для государства, так и для церкви, и противоречит Конституции РФ».

«Сталин — хорошо. Православие — тоже хорошо. Вот такой и будет взвешенный учебник истории», — начали спекулировать некоторые СМИ. Однако когда Васильева говорила о советском вожде, она не признавалась в любви к нему, а приводила факты: Сталин реабилитировал дореволюционную историю и смягчил отношение государства к церкви. Простой пример: известно, что Сталин любил классическую музыку и при нем по всей стране появились музыкальные школы. Можно ли считать того, кто об этом напомнит, сталинистом?

Что касается опасений некоторых экспертов о грядущей клерикализации образования, протодиакон Андрей Кураев в такой сценарий не верит.

Андрей Кураев протодиакон «Это человек, который прекрасно знает «грязные» стороны церковной жизни XX века, знает какие-то случаи чрезмерного угодничества, доносительства и так далее. То есть у нее нет иллюзии, что дайте больше власть попам и все будет хорошо, что это какие-то такие добрые инопланетяне. Вот эти неофитских комплексов нет, и поэтому это человек, который точно не будет послушницей его святейшества. Она подчиненная президента. Опасения, что из-за человека, который входит в ряд патриарших комиссий, теперь будет клерикализация, напрасны».

У Ольги Васильевой интересная карьера. Первое образование — дирижерско-хоровое отделение столичного Института культуры, затем — истфак московского педа, потом — аспирантура Академии наук. В 1990 году — кандидат, спустя девять лет — доктор, а затем — неожиданный карьерный рывок. Журналисты вспомнили, что перед этим взлетом она познакомилась с архимандритом Тихоном Шевкуновым, которого СМИ называют духовником президента.

Прежние министры образования и науки считались близкими к братьям Ковальчукам — бизнесмену Юрию и директору Курчатовского института Михаилу. У него, как и у Ливанова, был конфликт с РАН. Васильевой, судя по первым заявлениям, ближе проблемы учителей. Новому назначению обрадовался президент РАН Владимир Фортов. Как он заявил Business FM, пользу может принести также разделение ведомства Васильевой на два отдельных министерства — образования и науки. Подобная инициатива уже прозвучала. Кто может стать министром науки, если разделение произойдет, вопрос открытый.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию