16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 87.14 / ₽ 8126
  • RTS1177.29
29 августа 2016, 02:09 ПолитикаКонфликты

Ситуация в Сирии: прежде чем объединиться, надо размежеваться. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Длительные переговоры главы МИД России Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри, судя по всему, привели к некоторому сближению позиций сторон по Сирии. Однако существенные разногласия остаются

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Прежде всего, Москва и Вашингтон пытаются договориться о некоей координации действий в Сирии против исламских террористов. Возможно, это будут даже совместные действия. Еще полгода назад американцы, в принципе, отвергали такую возможность. А в Женеве на сей раз американская сторона предоставила российской сведения о дислокации своих подразделений спецназа, осуществляющих поддержку силам так называемой умеренной оппозиции. Это делается для того, чтобы избежать «дружественного огня» со стороны российских Военно-космических сил. Между тем, давно поднимающийся Москвой вопрос о четком размежевании между этой самой «умеренной оппозицией» и откровенными террористами, по которым можно было бы продолжать наносить удары, до сих пор не решен. И вряд ли он может быть решен полностью, хотя американская сторона на сей раз кое-какие списки россиянам передала. Но речь идет о тех, кто уже согласен на перемирие, а не о тех, кто продолжает сражаться против Асада. Ситуация с размежеванием еще более запуталась после того, как прежде выступавшая подразделением Аль-Каиды в Сирии запрещенная Джебхат ан-Нусра заявила о разрыве с ней и переименовалась в «Джебхат Фатах аш-Шам». При этом что под прежним названием, что под нынешним эти исламистские боевики сражаются бок о бок с отрядами Свободной Сирийской армии и «отделяться» вовсе не хотят.

На днях ССА при поддержке Турции, вторгшейся в Сирию с севера, вошла в город Джераблус, ранее контролировавшийся запрещенным ИГИЛ. Тем самым «умеренная оппозиция», перемешанная с «неумеренной», получила собственный защищенный турецкими танками плацдарм, с которого она может попытаться диктовать собственные условия будущего сирийского государственного устройства. Что касается Турции, то она преследует, прежде всего, цель не допустить укрепления де факто курдской автономии на севере Сирии. Притом что американцы курдов поддерживали. Возможно, активизация ведущего собственную игру в Сирии турецкого президента Эрдогана и стала одним из мотивов для Вашингтона пойти на сближение с русскими, дабы побыстрее покончить хотя бы с ИГИЛ и не давать поводов туркам развить собственную игру в стране.

Кроме того, между Вашингтоном и Москвой сохраняются разногласия по поводу ситуации в Алеппо, осажденном правительственными войсками при поддержке российских ВКС. Асаду, а заодно и России, теперь пеняют, что удары по исламистской оппозиции вокруг Алеппо усугубляют гуманитарную катастрофу в городе, где до войны жило 2,5 миллиона человек, и не способствуют восстановлению хрупкого перемирия, которого было достигли в феврале. Речь идет о том, чтобы Москва побудила Асада проявить сдержанность в ударах по городу, а также чтобы создать гуманитарные коридоры для выхода жителей и тех боевиков, которые согласятся сложить оружие под гарантии амнистии. Москва согласна на гуманитарные коридоры, и содействие Вашингтона в этой части путем воздействия на своих подопечных в этом районе было бы нелишним.

Однако полностью свернуть удары по тем, кого Россия считает террористами, наверное, было бы неразумно. Это дало бы им передышку для подкрепления и затем продолжения войны. Как ни крути, без размежевания на «умеренных» и «неумеренных» не обойтись. И поэтому Москва будет настаивать на предоставлении Вашингтоном конкретного списка, условно, «допустимых» и «недопустимых» целей. Проблема, впрочем, в том, что американцы исчерпывающий список, видимо, дать не могут, даже если бы хотели. Хотя Лавров в это не верит. Поскольку никто полностью не представляет себе картины сирийской кровавой каши, и никто полностью не контролирует тех, кого считает своими реальными или потенциальным подопечными. Но какими-то целями для российских ВКС американцы, возможно, все же поделятся. В обмен на наши услуги по оказанию влияния на Асада с тем, чтобы он проявлял сдержанность в ударах по густонаселенным кварталам Алеппо. Ну а потом уже станут торговаться о будущем устройстве Сирии без Асада. Во что тот, судя по всему, пока не верит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию