16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.01 / ₽ 8190
  • RTS1186.78
3 сентября 2016, 13:20 ПолитикаПерсоны

«Давайте поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая продолжается 70 лет»

Лента новостей

Исторический разговор лидеров России, Японии и Кореи. Он состоялся на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в формате специального пленарного заседания с участием трех руководителей

Члены российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным встречаются с членами японской делегации во главе с премьер-министром Синдзо Абэ в кулуарах Восточного экономического форума во Владивостоке.
Члены российской делегации во главе с президентом Владимиром Путиным встречаются с членами японской делегации во главе с премьер-министром Синдзо Абэ в кулуарах Восточного экономического форума во Владивостоке. Фото: Sputnik/Kremlin/Alexei Druzhinin/Reuters

Как говорят наблюдатели, такой формат применялся впервые. О подробностях встречи, которая называлась «Открывая Дальний Восток» из Владивостока главный редактор Business FM Илья Копелевич.

Илья Копелевич: Это, действительно, было запоминающееся мероприятие. Это не было дискуссией о судьбе Курил. Это пленарное заседание Восточного экономического форума, основная тематика которого связана с экономическим развитием российского Дальнего Востока, но стало ясно, что важными составляющими этого развития должны стать и Япония, и Корея. На сцене были трое. Главы государств: президент России, премьер-министр Японии и президент Кореи. А модератором был бывший глава государства, бывший премьер-министр Австралии Кевин Рад, который и по ходу этого разговора модерировал его и задавал все острые и политические вопросы. Началось все, собственно, с выступления Путина, где он подытожил первый год реализации новой экономической политики для Дальнего Востока. Он сообщил, это было важно и интересно услышать, что при общем спаде в России, на Дальнем Востоке за последний год 5% роста, и удалось, впервые удалось переломить демографический тренд на сокращение населения на Дальнем Востоке. Оно начало увеличиваться. Затем выступала президент Южной Кореи Пак Кын Хе. Ну, и наконец, премьер Японии Синдзо Абэ. Это выступление произвело очень сильное впечатление. Он был необыкновенно эмоционален. Ну, честно скажу, я не видел раньше выступлений Синдзо Абэ. Быть может, он всегда такой. Но для нас для всех, мне кажется, что и на Владимира Путина это произвело впечатление. Он был эмоционален, поэтичен. Он говорил, что он впервые во Владивостоке, но надеется, что теперь будет каждый год в это время посещать Владивосток, чтобы вот так же сверять с президентом Путиным, как реализуется экономический совместный план по развитию Дальнего Востока с участием японских компаний. Ну, и, конечно, кульминацией его речи стало обращение к президенту Путину, да и ко всему залу, да и к японской общественности. Он говорил, что за каждым из нас стоит общественность, патриотические настроения каждой из стран. Ну, вот, давайте послушаем, что он сказал о перспективах мирного договора между Россией и Японией.

Синдзо Абэ премьер-министр Японии «Я хочу сделать новое предложение господину Путину. Давайте встречаться раз в год. Здесь во Владивостоке. И вместе проверять, как реализуются 8 пунктов нашего сотрудничества. Иногда мы могли бы, придя в девственный лес тайги, среди лучей солнца, проникающих сквозь листву, тех самых, какие снимал Куросава в своем фильме «Дерсу Узала», мы могли бы подумать о том, какими должны быть отношения между Японией и Россией через 20, через 30 лет. Владимир, то, что между Японией и Россией, важными друг для друга соседними странами с безграничным потенциалом, между ними до сих пор не заключен мирный договор, нельзя назвать иначе, как ненормальной ситуацией. Если оставить все, как есть, без изменений, то ни я, ни ты не сможем предоставить лучшие возможности грядущим поколениям. Владимир, мы с тобой люди одного поколения. Давай проявим смелость и возьмем на себя ответственность. Давай преодолеем все трудности и оставим молодым людям следующего поколения такой мир, в котором наши две страны, Япония и Россия, раскроют свой мощный потенциал. Давай поставим точку в этой ненормальной ситуации, которая длилась 70 лет».

Ну, вот помимо необычного формата встречи Россия-Япония и Южная Корея, да еще и публичной, удивительно выглядит публичное обсуждение вопроса Южных Курил. Каковы впечатления по поводу этого разговора. Может быть, какие-то комментарии уже в кулуарах. Можно ли говорить о том, что стороны на пороге решения этого вопроса?
Илья Копелевич: Есть, безусловно, определенные сдвиги, но, естественно, вчера, как мы знаем, в закрытом режиме и в широком составе проходила встреча между российской и японской стороной. Естественно, вопрос о будущем мирного договора был адресован и Владимиру Путину. Давайте послушаем сначала, как он ответил на этот вопрос:

Владимир ПутинВладимир Путин президент Российской Федерации «У нас свое видение, у японской стороны свое видение. Каждый из нас смотрит через призму своих национальных интересов на эту проблему. Но все мы едины в одном — проблему нужно решить. Нужна такая формула, чтобы ни одна из сторон не чувствовала себя проигравшей. Это сложное решение, но его можно найти. Я очень надеюсь на то, что мы сможем дать такой пример. Мы этого хотим, мы знаем, что японская сторона этого хочет. Министры иностранных дел активно работают над этим. Мы их будем с политического уровня поддерживать и, конечно, мы готовы к каким-то решительным шагам. Но все решительные шаги они тоже должны быть хорошо подготовлены».

Илья Копелевич: Как мы понимаем, каких-то новых готовых решений не прозвучало и, наверное, не прозвучит еще очень долго. Тут я хочу обратить внимание на другую деталь чисто экономического плана. Вчера в открытом, кстати, режиме проходил российско-японский деловой форум. Здесь все говорят о роли японского ВЭБа, так он, собственно, JB называется. Глава JB встал и сказал: вот мы подписываем инвестиционное соглашение с Фондом развития Дальнего Востока. Фонд развития Дальнего Востока — это дочерняя компания ВЭБа, то есть, подсанкционная организация. Это очень знаковая вещь, на нее обращают внимание, потому что, естественно, японские банки, которые формально не принимают участие в санкциях, но поскольку связаны с Америкой, естественно, все боятся реально инвестировать какие-то крупные проекты на территории Российской Федерации, поэтому оставим пока в стороне вот эти глобальные планы. С ними пока не все ясно и не совсем скоро станет, наверное, ясно. Но вот это очень важный шаг, на который обращают внимание люди прагматичные.
Если уж упомянули Америку. Стоит напомнить, что накануне форума США ужесточили свои санкции к России по ряду предметов. Участники форума сказали, что Россия на это отвечать не будет. Наверное, опять-таки, не случайно такое совпадение. А как вот, в целом, впечатление от форума на фоне этих новых санкций? Количество участников, их настроения, статус, состав иностранных делегаций. Можно ли говорить о том, что...
Илья Копелевич: Постараюсь коротко. Во-первых, вопросы, связанные с отношениями с Америкой, с санкциями и, в конце концов, хотя мы очень далеко от Украины, но и об Украине тоже, были заданы Владимиру Путину в ходе вот этой вот беспрецедентной сессии, в которой участвовали трое лидеров государств. Мне кажется, есть кое-какие важные детали в преддверии G-20. Что касается Украины. Владимир Путин коротко повторил нашу позицию по Крыму. Народ Крыма решил вопрос — его не существует. По Донбассу. Единственное решение — это Минские соглашения, которые должны выполнять все, и необходима воля украинской стороны и нормандский формат как единственный пока приводной ремень к дальнейшему, все-таки, выполнению этих самых минских соглашений при участии США, подчеркнул Владимир Путин. Что я хочу отметить. Говоря об Украине, Владимир Путин не упоминал диверсию в Крыму, собственно, факт которой и реакция на которую породили определенное политическое напряжение, и довольно серьезное. Здесь это не упоминалось. Говоря об отношениях с Америкой, все старые формулы Владимир Путин припомнил. Что касается международного участия. Вот никогда в нашем региональном форуме не участвовали главы двух очень крупных, очень серьезных стран. Вот это, безусловно, новация. И как мы поняли из слов премьер-министра Японии, он планирует приезжать сюда каждый год. Скорей всего, президент Кореи тоже. Причем, подчеркнем, что, все-таки, тематика этого форума — это российский Дальний Восток, а не экономика Азии в целом. Участие Японии и Кореи в развитии нашего Дальнего Востока. Что касается частного бизнеса. Его в этот раз, пожалуй, меньше, чем на самом первом форуме. Я имею в виду высокопоставленного, международного бизнеса. На форуме год назад подписывали «Северный поток 2», поэтому приехали главы очень крупных компаний, вслед за ними — главы ряда других компаний. Ну, конечно, участие еще двух лидеров стран — это новация. Даже на питерском форуме у нас в последние годы и такого никогда не было. Это была очень эмоциональная сессия, именно вот эта. Отношения с Японией — очевидно, что открывается какая-то новая глава. Отношения с Кореей ничем не омрачены. Вообще чувствовалось, что Владимир Путин вот здесь, во Владивостоке, в этом обществе чувствует себя комфортно, и это было очень знаковое политическое событие. Что касается вообще, о том, о чем говорит бизнес здесь. Я не претендую на то, чтобы выражать общее мнение. Цифры по, скажем так, первому году реализации новой экономической политики для Дальнего Востока, связанной со льготами, территориями опережающего развития, свободный порт и так далее — их привел Владимир Путин, они вроде бы хорошие. Они оптимистичные. На самом деле, на земле слышно очень много критики. Несколько случаев, о которых я слышал в кулуарных разговорах. Многие проекты не решаются, потому что не решаются вопросы с землей, как ни странно. А с землей они, в свою очередь, не решаются, потому что огромное количество земель все еще закреплено за Министерством обороны. Вообще, люди отмечают, что многие вопросы решаются крайне медленно. Никто не хочет вслух так уж сильно критиковать, тем более что цифры хорошие, но сталкиваются. Пожалуй, вот что. Те, кто приезжают с запада России, отмечают, что все-таки бюрократические вопросы здесь, на Дальнем Востоке, решаются гораздо сложнее. Это касается и таможни, и землеотводов, и многих других вопросов. Ну, а общие выводы озвучил президент. Он и говорил о таможне, говорил и о энерготарифах. Обещал, что, конечно, корректировки будут внесены с тем, чтобы вот те, пока уже очень хорошие темпы развития Дальнего Востока, появившиеся в этом году, чтобы они закрепились.

Как восприняли в Японии заявления, прозвучавшие на форуме во Владивостоке? Об этом Business FM рассказал корреспондент ТАСС в Токио Алексей Заврачаев.

Алексей Заврачаев корреспондент ТАСС в Токио «Японская сторона очень положительно воспринимает вообще в целом итоги визита Абэ на Восточный экономический форум во Владивосток. Дело здесь не только в самом выступлении Абэ, которое, к слову сказать, было достаточно нехарактерным для представителей Японии, поскольку оно достаточно эмоциональное такое, открытое. Но, как мы уже знаем, в принципе, у Абэ и Путина сложились доверительные отношения, о чем они неоднократно заявляли, и поэтому они часто обращаются к друг другу на ты, то есть Владимир и Синдзо. Также стоит добавить, что для Японии главным все же была двусторонняя встреча, которая состоялась в пятницу. То, что по ее итогам Абэ объявил о сроках визита Путина в Японию. Он сказал, что встреча состоится 15 декабря в его родной префектуре Ямагути в городе Нагато».

ВВС пишет, что Россия пытается наладить отношения с Японией после того, как процесс сближения с Китаем затормозился. В мае Абэ встретился с Путиным в Сочи, несмотря на недовольство этой поездкой в США, отмечает Bloomberg. Путин, согласно сообщению Кремля, собирается посетить Японию в декабре.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию