16+
Суббота, 1 октября 2016
  • BRENT $ 49.09 / ₽ 3084
  • RTS990.88
6 сентября 2016, 11:53 Стиль жизниКультура

Булгаков и Маяковский спустя 100 лет снова сыграют в бильярд

Необычная выставка о противостоянии — творческом и игровом — двух антиподов русской литературы открывается в галерее «На Шаболовке»

Михаил Булгаков.
Михаил Булгаков. Фото: ТАСС

В галерее «На Шаболовке» за бильярдным столом окажутся одни из главных антиподов российской литературы — Михаил Булгаков и Владимир Маяковский. За этой игрой они не раз встречались в Москве 1920-х годов. Сценарий выставки напомнит гостям об одной из таких партий, в которой девять ударов определят главные темы их творчества — власть, страна, любовь.

Почти всегда Булгаков и Маяковский оказывались на разных полюсах, при этом все равно оставались рядом, рассказывает куратор выставки Александра Селиванова:

Александра Селиванова куратор выставки «Булгаков vs Маяковский» «Действительно, они существовали одновременно, жили одновременно, пересекались, жили в одном городе, но были антиподами, относились друг к другу довольно настороженно, напряженно, но встречались в ситуации игровой — за бильярдным столом. В Москве в Старопименовском переулке находился кооператив тружеников искусств, где жили разные театральные деятели, и в подвале одного из домов находился клуб, куда ходила богема. Там был бильярд, за которым часто встречались Булгаков и Маяковский. На эту игру двух настолько разных людей собирались смотреть люди. Мы построили нашу выставку именно как бильярдную партию: у нас девять ударов, девять сквозных тем, сюжетов и ракурсов, при помощи которых мы попытаемся рассказать, в чем их принципиальное отличие, почему они настолько были не похожи, в чем их разница в жизненной философии, в отношении к литературе и так далее».

Отношения Булгакова и Маяковского были сложными: они критиковали и ревностно относились к творчеству друг друга, рассказывает профессор-литературовед Олег Лекманов:

Олег Лекманов профессор-литературовед «Они были уж очень разными людьми и писателями: Маяковский был авангардистом, художником, ставящим на новое, на эпатаж; Булгаков был подчеркнутым традиционалистом. В их произведениях это не очень отразилось, хотя есть предположение, что в образе поэта из «Мастера и Маргариты» Булгаков изобразил в том числе Маяковского, но не только Маяковского, но и Маяковского тоже. А вот в книге Валентина Катаева «Трава забвенья» описывается сценка, как они случайно встречаются возле памятника Тимирязеву и с задиристыми лицами стоят друг напротив друга, и потом Булгаков спрашивает Маяковского: «Вот, Владимир Владимирович, я собираюсь написать книгу об ученом, о профессоре, скажите, пожалуйста, какую фамилию ему дать?» И не секунды не задумываясь, находчивый Маяковский отвечает: «Тимирзяев». И Булгаков хлопает Маяковскому. Несмотря на то, что они относились друг к другу иронически и Маяковский Булгакова задевал, особенно его пьесу «Дни Турбиных», во время своих выступлений, но все-таки по существу в главном отношения их были заинтересованными и взаимно уважительными».

Экспонатами выставки станут театральные афиши и эскизы, фотографии, рукописи, личные вещи Булгакова и Маяковского. Экспозиция работает с 6 сентября до 16 октября.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории