16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.56 / ₽ 8251
  • RTS1181.72
12 сентября 2016, 06:08 Политика
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Попросили не стрелять хотя бы неделю. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

12 сентября в Сирии должен вступить в силу режим прекращения огня между правительственными силами и «умеренной оппозицией». Сначала на 48 часов, потом еще на 48 часов. Таков главный итог рекордных по продолжительности переговоров глав внешнеполитических ведомств России и США Сергея Лаврова и Джона Керри, продлившихся почти 14 часов

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Юрий Машков/ТАСС

Самое важное в российско-американском соглашении то, что оно вообще состоялось. После недавней встречи во время саммита «большой двадцатки» в Китае между Владимиром Путиным и Бараком Обамой Москва и Вашингтон делали вид, что до компромисса по Сирии буквально рукой подать, и остались сущие детали. Но было подозрение, что сущие детали могут оказаться такими, в которых, как известно, кроется дьявол. А когда Лавров еще и отреагировал резко в телефонном разговоре с коллегой на введение против России новых американских санкций буквально на следующий день после встречи Путина и Обамы — мол, «надо соблюдать хоть какие-то приличия» — показалось, что все на грани срыва. Да и из Пентагона постоянно шли заявления что, мол, этим русским нельзя доверять. Судя по всему, поездка Керри в Женеву, где его уже ждал Лавров, была согласована в самый последний момент.

Москва и Вашингтон решили, что им все-таки нужна эта сделка. И по причине начавшегося прямого военного вмешательства Турции в конфликт. И по причине явно пробуксовывающей операции войск Асада по взятию Алеппо. И потому, что Обама хочет привести в порядок оставляемое следующему президенту наследство. Его и так обвиняют в том, что он оставляет Ближний Восток после себя в состоянии хаоса, причем свою руку к созданию этого хаоса приложила и бывший госсекретарь Клинтон. Так что хотя бы частичное замирение в Сирии можно будет подать как успех демократической администрации.

Лавров и Керри согласовали пять документов, но засекретили подробности. Помимо ссылок на «чувствительную информацию» могли сработать и другие соображения. Со стороны Москвы — по поводу того, что Башару Асаду не обязательно все знать, поскольку он в последнее время, уверовав в себя, стал не очень послушным союзником и в некоторых своих действиях против оппозиции, и, главное, в нанесении ударов по населенным пунктам явно перегибает палку. Со стороны США, возможно, не хотят утечек в прессу, чтобы не давать новых поводов для обвинений Обамы в том, что он опять «прогнулся перед Путиным» и проявил слабость. Кроме того, лишние подробности могут не понравиться ряду союзников США из стран Персидского залива и поддерживаемым ими в Сирии умеренным и не очень исламистам.

Само соглашение в целом создает впечатление очень хрупкого. Неслучайно предусмотрены пошаговые действия: сначала прекращение огня на 48 часов, потом еще на 48. И так надо продержаться неделю, чтобы говорить уже о постоянном прекращении огня. За это же время надо обеспечить гуманитарный коридор в Алеппо. Если все сработает, то будет создан российско-американский координационный центр. Он станет координировать удары по террористам, разграничит зоны действия ВВС США и ВКС России. ВВС Сирии, которым пока предписано прекратить все вылеты, будет разрешено бомбить террористов из ИГИЛ и бывшей «ан-Нусры», ныне «Джабхат Фаттах -аль-Шам» в отдельных зонах. Россиянам и американцам еще только предстоит размежевать террористов и так называемых «умеренных». Сейчас они перемешаны, особенно это происходит с бывшей «ан-Нусрой». Судя по всему, пока согласия по размежеванию нет, но обе стороны предпочитают это обстоятельство больше не выпячивать.

Важным фактором неопределенности остаются намерения сирийской оппозиции. Недавно она в лице Высшего комитета по переговорам на конференции в Лондоне предъявила Асаду очередной ультиматум — уйти в течение полугода. Без вариантов. Заранее подчиняться некому российско-американскому плану оппозиционеры не собирались. И Вашингтону теперь придется их убедить проявить сдержанность, в том числе через своих союзников в лице суннитских монархий Персидского залива, которые в основном питают, помимо Турции, антиасадовскую оппозицию. Турция вроде готова поддержать прекращение огня.

Конечно, сегодня попытки двух больших держав диктовать свои условия остальным игрокам большой ближневосточной политики далеко уже не так эффективны, как в былые времена. Впрочем, задача-минимум Москвы и Вашингтона состоит пока еще не в окончательном урегулировании в Сирии, варианты которого не проработаны, а в том, чтобы, во-первых, продемонстрировать работоспособность российско-американских контактов. Во-вторых, установить прекращение огня хотя бы на время, чтобы прояснить обстановку. В-третьих, Москве начать работу уже с будущей администрацией не в условиях вышедшей из-под контроля сирийской бойни, а на фоне хотя бы полузамороженной ситуации, развитие которой может быть многовариантным. Упрощенно говоря, как по-хорошему, так и по-плохому.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию