16+
Пятница, 9 декабря 2016
  • BRENT $ 54.17 / ₽ 3383
  • RTS1110.14
20 октября 2016, 19:44 Общество

«Смерть пахнет ванилью и скошенной травой»: работники похоронной отрасли поделились секретами

В эти дни в Москве проходит единственная в стране выставка, посвященная ритуальным услугам и траурной атрибутике

В эти дни на ВДНХ в Москве проходит «Некрополь-Tanexpo World Russia 2016». Это единственная в стране выставка, посвященная ритуальным услугам и траурной атрибутике. Журналисты РИА Новости поговорили с представителями отрасли об их отношении к работе, традициям и смерти.

В этом году выставка выглядит довольно скромно — обошлись без эксцентричных экспонатов вроде гробов-аквариумов или усыпальниц в розовом цвете.

Сейчас похоронный бизнес переживает не лучшие времена, говорят работники отрасли. Россия только начинает курс на импортозамещение в ритуальной сфере. До сих пор большое количество погребально атрибутики привозят из-за рубежа: искусственные цветы, ткани, камень, краску для дерева. С ростом курса доллара выросли и цены на похороны.

Похоронный бизнес потихоньку начинает выходить из тени. Меняется законодательство в ритуальной сфере: предпринимателей обязали получать лицензию у контролирующих органов, а церемониймейстеры и похоронные директоры должны проходить краткосрочные курсы повышения квалификации.

Кризис сподвиг участников выставки на самый дорогой за всю историю мероприятия рекламный ход: в павильоне выставили впечатляющий гроб «Тутанхамон» из ценных пород дерева стоимостью в 1 млн рублей. Продавец доверительно сообщил, что пока главный гроб выставки не нашел своего покупателя, отметив, что «бизнес, рекламный ход».

На выставке проходит конкурс на лучшего специалиста по церемонии прощания: здесь необходимо показать свои знания погребальных традиций. Однако, несмотря на такое внимание к ритуальной культуре, организаторы похорон зачастую некомпетентны. На безграмотность «ритуальщиков» пожаловалась танатопсихолог Ольга Заярная, которая провела в рамках выставки лекцию «Профессионалы на территории смерти».

«Я пришла на похороны и столкнулась с удивительной ситуацией: далеко не все организаторы похорон знают традиции погребения. Бабки, которые знают, куда встать, что дать, уже умирают. Я смотрю: все стоят, всем неловко. Говорю: давайте хоть вокруг гроба обойдем. Мне отвечают: ну, давайте. Эта ситуация бросает всем нам вызов. Кто-то же должен сказать, что нам делать», — сказала Заярная.

По ее словам, у организатора похорон должны быть несколько вариантов, которые он мог бы предложить людям в зависимости от их настроения и морально-душевного состояния. Мотивация для повышения квалификации в этой области простая: клиенты должны будут доплачивать, считает танатопсихолог.

«Вы говорите, что панихида должна длиться не менее сорока минут. И все сразу думают: «О, профессионал!». Они будут доплачивать, если будут понимать, что вы компетентный специалист», — говорит Заярная.

В выставке участвуют не только предприниматели. Художники и дизайнеры уже 20 лет совместно создают коллекции траурной одежды. Со слов куратора этого проекта Элизы Россар, они занимаются этим не ради бизнеса, а за идею — для России.

«Мы первые в мире стали проводить показы похоронных нарядов. Для нас это не бизнес, как для тех, кто продает гробы. Мы только начинаем возрождать ритуальную культуру: ездили по всей стране изучать погребальные традиции вместе с археологами. В каждом регионе до 1917 года были свои костюмы, это было свято. Люди умели достойно проводить своих близких. Но после революции люди перестали соболезновать друг другу — это убивалось. А сейчас нас называют медведями, дикарями!», — рассказывает дизайнер.

По словам Элизы Россар, таинство смерти и умерших необходимо уважать.

«Я иногда вижу, как стоят хоронят в ярких нарядах, что-то жуют… Мне хочется спросить: вы уважаете кого провожаете? Эстетика — это то же уважение. Когда умерла моя мама, я не знала, что надеть. До сих пор себя виню», — говорит она.

При создании моделей дизайнеры опираются на строгие каноны: никакого декольте, открытых рук, коротких юбок, покрытая голова, неяркие акссесуары. При этом модельеры учитывают в траурной одежде современные тенденции.

Организатор выставки Сергей Якушин — самый большой энтузиаст развития погребальной культуры. В частности, по словам консультантов фирмы «Некрополь 21 век», ему принадлежит большая часть креативных идей. Например, название средства для дезинфекции воздуха — «Духи смерти».

«Когда тело разлагается, его запах опасен для дыхательных путей. Это, скорее, игра слов: духи от смерти. Они имеют легкий ванильный запах, попробуйте», — пояснил Роман Балакин.

Между тем, британские биологи ранее выяснили, что после смерти усопший пахнет свежескошенной травой до того, как его тело начинает разлагаться.

Оказалось, что наше тело начинает разрушаться еще до того, как в дело вступают бактерии — еще живые клетки начинают переваривать самих себя, в результате чего выделяется большое количество гексанала (летучее веществ0, придающее характерный аромат свежескошенной траве).

Британские ученые надеются, что результаты экспериментов и подготовленные ими экстракты трупных ароматов в разные часы после смерти могут помочь криминалистам натренировать собак-ищеек на поиск недавно погибших людей, а также разработать методики, позволяющие определять время гибели по структуре запахов.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории