16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.22 / ₽ 8220
  • RTS1178.69
28 ноября 2016, 14:59 Право

Адвокат Улюкаева обвинил ФСБ в похищении министра

Лента новостей

Бывший глава Минэкономразвития, обвиняемый в получении взятки в размере $2 млн от представителей «Роснефти», останется под домашним арестом. В прогулках, плановых визитах врачей и интервью журналистам Мосгорсуд отказал. На заседании стали известны подробности задержания чиновника

Алексей Улюкаев.
Алексей Улюкаев. Фото: Sergei Karpukhin/Reuters

Мосгорсуд признал законным решение Басманного суда Москвы, заключившего под домашний арест теперь уже бывшего главу Минэкономразвития Алексея Улюкаева, обвиняемого в получении взятки в размере $2 млн. Доводы о том, что чиновник был задержан с нарушениями закона, суд не принял.

В суде второй инстанции защита неожиданно попросила разрешить фигуранту дела общаться с прессой, а в случае, если ему в этом откажут, хотя бы дать всего одно интервью.

На заседании Мосгорсуда Алексей Улюкаев присутствовать не пожелал, прислав ходатайство о слушании дела в его отсутствие. Это стало ясно в последний момент, а потому самый большой зал оказался забит до отказа. Как пояснил впоследствии адвокат фигуранта Тимофей Гриднев, «затяжные ночные обыски», в которых две недели назад пришлось принять участие его клиенту, не лучшим образом сказались на его здоровье.

Юрист и его коллега Лариса Каштанова просили отменить решение Басманного суда Москвы. 15 ноября он поместил их подзащитного под домашний арест на два месяца в рамках дела о получении взятки (ч. 6 ст. 290 УК РФ) от представителей «Роснефти». По версии следствия, деньги министр вымогал за выданную Минэкономразвития положительную оценку, которая позволила компании выкупить у государства 50,08% акций «Башнефти». После ареста Улюкаева президент освободил его от должности главы МЭР в связи с утратой доверия.

Министра взяли на выезде

Защитник обвиняемого Тимофей Гриднев апеллировал к тому, что выводы районного суда, согласно которым клиент был задержан «надлежащим должностным лицом», не соответствует действительности, ведь задержали его не следователи, а оперативные сотрудники ФСБ. Адвокат отметил: протокол задержания был датирован двумя часами ночи 15 ноября. Однако фактически его лишили свободы в половине шестого вечера 14 ноября, когда его машину блокировали сотрудники ФСБ на выезде из офиса «Роснефти».

На протяжении следующих шести часов оперативники не разрешали Улюкаеву пользоваться мобильным телефоном, а в половине двенадцатого ночи отвезли в здание Следственного комитета России на Технический переулок. Адвокат отметил, что в то время Улюкаев еще не имел никакого процессуального статуса, ведь уголовное дело даже не было возбуждено. «Только в два часа ночи 15 ноября Улюкаева ознакомили с постановлением о возбуждении дела и только тогда он стал подозреваемым», — подчеркнул адвокат. Он добавил, что лишь в половине пятого утра следователь разъяснил его подзащитному положения о праве воспользоваться услугами защитника и сделать один телефонный звонок. Тот позвонил супруге, и в девять часов утра к нему приехали адвокаты.

Все действия, проводившиеся в отношении Улюкаева до этого, адвокат назвал незаконными. «11 часов он находился без адвокатов, не имея связи с внешним миром», — в этом он обвинил представителей СК. Юрист настаивал, что оперативники не имели права этапировать министра к следователям при отсутствии уголовного дела. «Если это не было задержанием, то действия сотрудников ФСБ надо квалифицировать как превышение должностных полномочий, либо как похищение человека», — подытожил Гриднев. Он просил отменить решение об аресте, добавив, что на иждивении его клиента находятся престарелые родители и двое несовершеннолетних детей. Также Гриднев упомянул: незадолго до задержания его клиенту рекомендовали госпитализацию, а уже после ареста он пережил гипертонический криз, в связи с чем ему пришлось вызывать скорую помощь.

«Оснований полагать, что, находясь на свободе, он окажет давление на свидетелей, не имеется. Возможности уничтожить доказательства у него просто нет. А довод о том, что он скроется, просто голословный», — убеждал суд защитник. Гриднев уверен: есть все основания для освобождения его клиента «как минимум под залог», но сумму он при этом не назвал. На случай, если суд не отменит домашний арест, он просил предоставить Улюкаеву ряд послаблений: во-первых, ежедневные прогулки по два часа в день — утром и вечером, во-вторых, плановые посещения сотрудниками госпиталя при Минэкономразвития, где он наблюдался. В-третьих, суд просили предоставить министру возможность общаться со СМИ. Последнюю просьбу защитник мотивировал тем, что дело Улюкаева представляет большой общественный интерес, однако его освещение ведется «необъективно и однобоко». По словам Гриднева, если суд сочтет, что это может помешать производству, защита просит разрешить экс-министру дать одно телефонное интервью.

Задержание без наручников

В свою очередь, следователь Роман Нестеров и представитель прокуратуры просили оставить решение суда без изменений. Представитель СК считает задержание Улюкаева законным. «Оперативные мероприятия не предусматривают обязательное наличие защитника», — отметил он, пояснив, что адвоката задержанному предоставили после его письменного заявления. Сыщик рассказал, что Улюкаеву даже не стали надевать наручники, а в здание Следственного комитета сотрудники ФСБ отвезли его на его же машине, показывая дорогу.

«Нет ни одного свидетельства о том, что Улюкаев был ограничен в правах», — резюмировал он. При этом Нестеров заметил, что на сегодняшний день ни одной жалобы Улюкаева на задержание его сотрудниками ФСБ не и поступало. Он не отрицал, что на днях Улюкаев вызывал врача, и следователи даже опросили медика. Тот рассказал, что померил бывшему министру давление, но о хронических болезнях пациент ему не сообщил.

При этом Нестеров был категорически против освобождения обвиняемого. Он настаивал, что в этом случае фигурант может оказать давление на свидетелей, в частности, на сотрудников Росимущества, которые находились в его подчинении и принимали участие в сделке по покупке акций «Башнефти». «С учетом того, что доказательная база еще формируется, Улюкаев по своему положению может оказать давление на своих бывших подчиненных», — подытожил он. Представитель прокуратуры его поддержала.

Министр погрузился в науку

Пробыв в совещательной комнате десять минут, и взвесив доводы сторон, судья Лариса Полякова отменять домашний арест не стала, отклонив также просьбы об интервью, прогулках и плановых посещениях врачей. Покидая суд, Тимофей Гриднев заявил, что решение о возможности обжаловать судебный акт в кассационном порядке защита примет после того, как получит мотивированный текст решения суда.

Пока защита занимается юридическими аспектами уголовного дела, сам Алексей Улюкаев углубился в науку. Как рассказал адвокат, сидя под домашним арестом в элитном жилом комплексе «Золотые ключи-2», бывший министр занялся научными изысканиями и даже спрашивал, могут ли ему разрешить вести колонку в научном журнале. Защита собирается обсудить данный вопрос со следствием. «Будем выходить с соответствующими ходатайством, когда придет время», — сказал Тимофей Гриднев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию