16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
6 декабря 2016, 13:52 Технологии

Не догма, а руководство к действию: новая доктрина информационной безопасности

Лента новостей

Она начала действовать согласно указу президента. В документе, в частности, выделяется такой пункт, как манипулирование населением при помощи соцсетей

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

В России начала действовать новая доктрина информационной безопасности. Соответствующий указ, подписанный президентом Владимиром Путиным, опубликован на официальном портале правовой информации. Прежняя доктрина, утвержденная 16 лет назад, признана утратившей силу. Согласно документу, одно из направлений информационной безопасности — предотвращение военных конфликтов, которые могут возникнуть при применении информационных технологий. Отдельно в доктрине выделяется наращивание манипулирования населением, особенно молодежью, с помощью соцсетей и Интернета.

Среди национальных интересов России — «неприкосновенность частной жизни», «обеспечение устойчивого развития и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры России в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время», «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике России» и «содействие распространению духовных и культурных ценностей народов России по всему миру». Но, как следует из текста доктрины, всему этому может помешать множество угроз. Отмечается наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях. Кроме того, в доктрине говорится и о дискриминации российских СМИ за рубежом и о «наращивании информационного воздействия на население России, в первую очередь на молодежь, в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе указывается рост масштабов компьютерной преступности, прежде всего в кредитно-финансовой сфере, и увеличение числа инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на неприкосновенность частной жизни. Доктрина констатирует высокий уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий. Среди целей обеспечения информационной безопасности в доктрине ставится повышение конкурентоспособности российских IT-компаний, развитие национальной системы управления российским сегментом Интернета.

В доктрине ставятся вопросы, которых не возникало еще несколько лет назад, говорит заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Андрей Свинцов:

Андрей Свинцов заместитель председателя Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи «Население черпает информацию из Интернета — это соцсети, какие-то сайты, в том числе и мессенджеры. Все это сейчас идет в закрытых чатах, группах, когда владельцы чатов, имея возможность шифровать данные, фактически становятся вне системы контроля и надзора. Поэтому создание такой мощной доктрины, которая позволит четко определить угрозы, отдельным пунктом там стоит вопрос создания некого замкнутого Интернета внутри России — это тоже очень важно. Мы помним, что были предложения отключить нашу банковскую систему от системы SWIFT. То есть такие рычаги, когда фактически нажатием одной кнопки целые отрасли остаются без связи, без возможности передачи больших объемов данных — это серьезная угроза для экономики и для безопасности».

За 16 лет с развитием информационных технологий прежняя доктрина безнадежно устарела. Однако в новом документе тоже есть неучтенные моменты, считает консультант «ПИР-Центра» Олег Демидов:

Олег Демидов консультант «ПИР-Центра» «Блок приоритетов, которого не было в предыдущей редакции — это вопросы, связанные с противодействием распространению в Интернете, распространению в социальных медиа, скажем так, идей, угрожающих основам политического устройства. То есть это не только экстремистский контент, а это более широкий контент, который может способствовать началу каких-то массовых беспорядков, социальных волнений. Важная вещь, которую стоит упомянуть: в доктрине довольно своеобразное понимание механизмов международного сотрудничества. Почему? Потому что там уделено внимание таким базовым вещам, как организация и проведение совместных киберучений. Обмен передовыми практиками, обмен информацией, в том числе взаимодействие по поводу инцидентов информационной безопасности — этого нет в доктрине почему-то. Доктрина государственная, и в связи с этим довольно мала роль частного сектора, то есть взаимодействие с частным сектором, защита частных инфраструктур — это вещи, которые мимо доктрины пролетели».

В то же время, как отмечает «Коммерсантъ», в доктрине 2000 года наиболее часто упоминавшимся объектом «защиты» были «конституционные права и свободы человека». Это словосочетание фигурировало в тексте 17 раз. В новой версии документа этот термин упоминается трижды.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию