Обзор инопрессы. Альянс с Россией имеет жизненно важное значение для Европы
Лента новостей
В ближайшем будущем европейцы отменят экономические санкции против Москвы, уверен генерал Жан-Бернар Пинатель, статью которого публикует портал Atlantico
Битва за Алеппо знаменует решающий поворот в сирийском конфликте, пишет генерал Жан-Бернар Пинатель в статье на портале Atlantico. Никто уже не требует отставки президента Башара Асада в качестве предварительного условия для выхода из сирийского кризиса. Россия имеет на руках все карты, чтобы настоять на своем сценарии. Победа сирийской армии при поддержке Москвы над радикальными исламистами будет иметь значительные геополитические последствия для Среднего Востока и Европы. Первым конкретным следствием стала продажа части акций «Роснефти» Катару.
Турция давно прогнозировала эту победу. Эрдоган 9 августа совершил хождение в Каноссу, то есть в Петербург, когда выразил российскому президенту «сожаления» по поводу сбитого самолета. Путин ответил взаимностью, прибыв 10 октября в Стамбул, где собеседники подтвердили намерение реализовать проект «Турецкого потока», предназначенного для перекачки российского газа в Европу по дну Черного моря, а также строительство первой турецкой АЭС.
Катарские лидеры, в свою очередь, удостоверившись в эффективности российского военного вмешательства в Сирии, которое контрастирует с нерешительностью Барака Обамы и малой эффективностью его военной поддержки Ирака, сообразили, что их дальнейшая помощь «Братьям-мусульманам» и ваххабитам в Сирии приведет к неудаче. Таким образом, продажа катарского газа в Европу требует соглашения с Россией, потому что только Москва отныне имеет право разрешать или запрещать строительство наземного газопровода для перекачки катарского газа в Евросоюз.
Сближение Катара с Россией конкретизировалось в январе этого года подписанием двустороннего военного соглашения в ходе визита министра обороны этой страны в Москву. Хотя закупка вооружений в документе не оговаривалась, катарские власти обещали рассмотреть подобный вариант в будущем. Вместе с тем геополитическое значение двустороннего сближения было продемонстрировано 10 декабря заключением соглашения о продаже части бумаг «Роснефти» Катарскому инвестиционному фонду (Qatar Investment Authority), благодаря чему он стал вторым крупнейшим акционером компании после российского государства.
Всего три страны — Россия, Иран и Катар — обладают 50% мировых запасов природного газа. Все они отныне стали экономическими и стратегическими союзниками, что означает провал планов Евросоюза по диверсификации своих поставщиков, на чем настаивают США и НАТО. Стоит напомнить, что Россия и так является главным поставщиком газа в Евросоюз. Учитывая рост потребления в ЕС и истощение газовых месторождений Северного моря, энергетическая зависимость ЕС от России будет сильно расти в ближайшие годы. Еврокомиссия прогнозирует, что к 2040 году Европа будет обеспечивать 70% своих энергетических потребностей за счет импорта.
Подобная зависимость была неприемлемой для американских стратегов, по мнению которых создание Евразии означает конец доминирования США и приход третьего крупного игрока на мировую арену, который смешает карты в их противоречивом взаимодействии с Китаем. Ранее американские стратеги и европейские атлантисты видели выход из положения в катарском газе, однако при условии, что поставки будут осуществляться наземным трубопроводом, потому что дорогостоящее сжижение и транспортировка газа через Ормузский пролив и Суэцкий канал делает его неконкурентоспособным по сравнению с российским.
По информации ливанского издания Al-Akhbar, опубликованной в 2012 году, катарцы придумали план, одобренный администрацией Обамы и ЕС, по строительству газопровода в Европу через Сирию. Трубопровод должен был пересечь Саудовскую Аравию, Иорданию, минуя Ирак, и закончиться в сирийском Хомсе, откуда его ответвления пошли бы на сирийское побережье в Латакию, на Триполи в Ливане и Турцию к Европе. Однако Башар Асад отказался от подобного транзита.
Произошла пересдача карт, и теперь ничто не мешает катарскому газу идти в Турцию по «Турецкому потоку», а затем в Европу. Автор статьи готов поспорить, что в ближайшем будущем европейцы отменят экономические санкции против России. Пять лет войны, сотни тысяч жертв в Сирии и кровавые теракты в Европе стали платой за решение, которое могло быть принято разумным путем. В борьбе с радикальным исламом и в экономическом плане альянс с Россией имеет жизненно важное значение для того, чтобы голос Европы вновь достойно зазвучал на мировой арене, заключает политолог.