16+
Суббота, 21 января 2017
  • BRENT $ 55.49 / ₽ 3317
  • RTS1138.99
26 декабря 2016, 07:05 ОбществоПроисшествия

Весь спектр причин крушения Ту-154

Официальной причины крушения борта Минобороны РФ нет. Выдвигаются разные версии. Однако возможность теракта отмели сразу, с чем не согласны многие эксперты

Фото: /Maxim Shemetov/Reuters

ОБНОВЛЕНО 12:36

В Минтрансе считают преждевременным говорить о теракте, отрабатывается весь спектр причин крушения Ту-154. Самолет Минобороны разбился под Сочи ранним утром воскресенья, погибли 92 человека, сегодня в России объявлен траур.

Лайнер летел в Сирию, вылетел он из военного аэродрома в подмосковном Чкаловском, а в Сочи совершал дозаправку. На борту находились военнослужащие, журналисты, артисты ансамбля имени Александрова, а также Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза. Ту-154 упал в Черное море через две минуты после взлета, обломки разбросало в радиусе нескольких километров. Пока нет ни одной официальной версии трагедии. СМИ со ссылками на источники сообщили, что версия теракта исключена. Однако эксперты, действующие пилоты, ее не исключают, а некоторые считают очень вероятной. Мог ли стать причиной крушения взрыв, и какие еще есть версии?

У тех, кто не исключает теракт, несколько аргументов. Погода была относительно хорошей. Самолет Минобороны — это не тот борт, который ни с того ни с сего может рухнуть в море. Управлял им опытнейший экипаж. Обломки разбросало на восемь, а по другим данным — на 12-14 километров, что бывает при взрыве, как во время трагедии над Синайским полуостровом. И экипаж не подал сигнал бедствия. Это тоже может быть косвенным доказательством теракта — все происходит мгновенно, никто не успевает сообщить. Но если принять эту версию, то как взрывное устройство могло попасть на борт? Допустим, кто-то попросил передать посылку друзьям, служащим в Сирии. Бомбу могли пропустить при досмотре в Чкаловском, гипотетически предполагает летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов.

Андрей Красноперов летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах «Тут вроде все свои летят, тем более, летел такой ансамбль. Мне кажется странным, что каждую трубу будут засовывать на определение содержимого. У меня склонность к тому, что что-то там не то было. Но в Чкаловском, я оттуда летал тоже много раз на Ту-154, и посадка производится своеобразно. Не секрет, что отсутствие должного контроля со стороны безопасности, это есть. И мне подтвердят многие люди, что те люди, которые везут свои баулы, засовывают их туда, эти баулы никто не проверит, они даже не влезут в эти смотровые секции. И засунуть туда маленький предметик — это вообще не проблема».

Вечером воскресенья появились свидетельства очевидцев. Как рассказала одна из них «Дождю», она в момент крушения гуляла недалеко от гостиницы «Фрегат», это в шаге от адлерского аэропорта. Услышала, как взлетает самолет. А потом над морем увидела яркую вспышку. А может быть не вспышку, а свет фар лайнера. А затем очень большие брызги. В сети опубликовали видео, якобы с камеры наблюдения на берегу Черного моря в Сочи. Звука нет. Видны волны, понтон и темное небо, а потом яркая вспышка. Впрочем, на видео не выставлено время съемки. Когда и где это было снято, сказать невозможно. Но ролик опубликовали крупные российские СМИ. Если действительно в небе была вспышка, и она имеет отношение к самолету, как ее трактовать?

Алексей Базеев старший пилот-инструктор «Если была, то это только однозначно взрыв. Больше ничего. Сейчас невозможно вообще исключить никакие версии. Даже самые, казалось бы, невозможные, потому что очень мало данных. Вы обратите внимание, что даже официальные лица предположительно ничего не говорят. Поэтому я заключаю не то, что там кто-то что-то прячет, а просто нет информации. Никто не понимает, что случилось».

Но вот, что Business FM анонимно сообщил один из сочинских авиадиспечеров. В это утро была хорошая видимость, все просматривалось. Но вспышку никто не увидел. И не услышал звука взрыва, а самолет не успел далеко улететь. Хотя собеседник добавил, что такое может быть, если было небольшое взрывное устройство. Что касается обломков, которые разнесло на несколько километров, то в Минтрансе объяснили это сильным течением. Пилот, командир Як-40, АН-26 Евгений Самсонов такую версию допускает. И приводит еще одно возможное объяснение вспышки в небе.

Евгений Самсонов пилот, командир Як-40, АН-26 «Есть еще одно предположение, что кто-то видел, что самолет начал заходить с обратным курсом на посадку, то есть взлетал на море, затем выполнял виражик и стал заходить на посадку. Уже такая версия всплывает. У него же фары были включены, я думаю, что это не вспышка, а свет фар может быть в момент разворота получиться. Разброс обломков, ну там действительно сильным течением все эти легкие предметы могло разнести в разные стороны».

Тем не менее, и этот летчик заявил нам, что не исключает возможность взрыва. Полеты Минобороны — это не регулярные пассажирские рейсы. И если кто-то задумал теракт, то он, как минимум, должен был знать, что Ту-154 полетит в Сирию. Но с другой стороны, о том, что туда такими рейсами постоянно летают артисты, знают многие. Необходимую информацию можно даже получить из открытых статусов в соцсетях тех, кто побывал или собирается побывать в этой стране вместе с военными. Действующий летчик, командир экипажа самолета Ту-154 Андрей Ламанов в интервью Business FM полностью исключил версию теракта и обратил внимание на другие обстоятельства.

Андрей Ламанов действующий летчик, командир экипажа самолета Ту-154 «Три минуты полета, первоначального взлета, являются наиболее ответственными, потому что на высоте 120 метров происходит уборка механизации, уборка предкрылков, закрылков, то есть балансировка самолета. Летчики должны быть постоянно начеку, чтобы вмешиваться в управление и не мешать балансировке самолета. Плюс погодные условия, сдвиг ветра, потому что аэропорт Сочи не совсем простой. Там заход на посадку с моря и взлет тоже на море. Может быть, заправку самолета, загрузку самолета уточнить».

Прокомментировать возможные версии Business FM также попросила генерального директора консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», представителя Всемирного фонда безопасности полетов Сергея Мельниченко:

Сергей Мельниченко генеральный директор консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» «Если такая видеозапись существует, то на нее нужно каким-то образом реагировать, не просто отмахиваться, а исследовать и установить: да, действительно, в такое-то время эта запись выполнялась, и она не касается аварийного борта. Не думаю, что просто отмахнуться — это правильное поведение. Это полет на пассажирском самолете, который принадлежит Министерству обороны России и выполняется военным экипажем, сначала с Московского военного аэродрома, а потом со второго по важности после правительственного «Внуково» аэродрома на юге России. Куда? В Сирию, где, как известно, идут боевые действия. Самолет с известными людьми на борту — это и ансамбль имени Александрова, и Доктор Лиза и так далее. Конечно вся информация, которая касается этого расследования, очень чувствительна и для военных, и для простых людей. Причины будет устанавливаться. Самолет прошел капитальный ремонт всего два года тому назад. Однако можно ли полностью исключить техническую версию, техническую причину происшествия? Скорее всего, нет, нельзя. Говорят, что экипаж довольно опытный, тем более, это был усиленный экипаж, там было два штурмана и два бортинженера, хотя полагается по одному. Но если вдруг это техническая версия и что-то произошло, проходил ли экипаж обучение на тренажере по выходу из таких ситуаций, предусмотрены ли такие упражнения вообще в системе подготовки военных пилотов? То есть в рамках вот этой триады — машина, человек и среда — нужно будет изучать каждую отдельную систему. И только при изучении всех этих составляющих фактов и факторов сможет сложиться реальная картина, и помочь в этом, естественно, должны расшифровки «черных ящиков». Все технические версии будут рассматриваться в расследовании с использованием тех результатов, которые были в прошлом, будут смотреть, что больше всего, что чаще всего происходит — ошибки экипажа, техническое состояние воздушного судна. Однако можно ли исключить все остальные версии? Наверное, на данном этапе этого делать не стоит. Основой будет, опять же говорю, расшифровка «черных ящиков», которая покажет в каком положении, в каком отклонении находился стабилизатор. Почему? Потому что случаи такие были. Это потеря самолета Ил-86 пустого, там был только экипаж. Произошла нештатная ситуация, переложился стабилизатор, самолет задрал нос вверх, потерял скорость и упал. Люди погибли».

По поводу предположения, что взрывное устройство могли пропустить в Чкаловском, пилот говорит, что там даже мышь не проскочит. Могли ли это сделать в Сочи? Есть сомнения. Туда летает «борт номер один», там безопасность на очень высоком уровне. Но можно ли исключать ошибку пилотов, потому что ошибаются даже самые опытные. Вот на что обратили внимание многие: почему еще утром в воскресенье начали поступать сообщения, что версия теракта исключена? На тот момент только нашли первые обломки, и оснований для таких решительных утверждений не было. Эти заявления в основном шли лишь со ссылками на источники. И они-то в значительной мере и дали повод для предположений о взрыве. Возможно, источникам не нужно было быть столь категоричными.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории