16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 74.00 / ₽ 7692
  • RTS756.93
11 января 2017, 10:48 Общество

«Русский ПЕН-центр сдулся». Писатели объяснили выход из организации

Лента новостей

«В последние годы он перестал быть тем, чем должен быть», — сказал в интервью Business FM Лев Рубинштейн. Он и его коллеги считают: организация больше не поддерживает писателей, которые подвергаются преследованию или находятся в заключении

Борис Акунин и Сергей Пархоменко.
Борис Акунин и Сергей Пархоменко. Фото: Павел Смертин/ТАСС

Известные писатели покидают Русский ПЕН-центр. Борис Акунин, Лев Рубинштейн и Александр Иличевский заявили о том, что выходят из состава организации в знак протеста — в ответ на исключение из рядов клуба журналиста Сергея Пархоменко.

Ранее в эфире радиостанции «Эхо Москвы» и на своей странице в Facebook Пархоменко подверг работу организации резкой критике. По его мнению, ПЕН-центр не занимается своей основной деятельностью — поддержкой писателей, в том числе заключенных. Он привел в пример письмо президенту с просьбой смягчить наказание украинскому режиссеру Олегу Сенцову. ПЕН-центр сначала его якобы поддержал, но затем это опроверг.

Писатель Лев Рубинштейн вышел из состава ПЕН-центра, но признается: решение не было внезапным.

Лев Рубинштейн писатель «Мое решение назревало, честно говоря, давно, потому что, по наблюдениям, тот ПЕН-центр, в который я вступал, а это было в начале 90-х годов, на моих глазах как-то сдулся, перестал исполнять, по моему представлению, свои прямые функции, а именно защищать всех тех, кого преследуют за слова, буквы, изображения. В те годы, когда он создавался, была совершенно другая ситуация и другой общественно-политический климат в стране и в мире. Потом время изменилось, а ПЕН-центр — не очень. В последние годы он перестал быть тем, чем должен быть. Моих коллег и друзей подвергли каким-то репрессивным мерам, кого-то исключили, кому-то чуть ли не какой-то строгий выговор. Это на меня так подействовало, что я взял и написал это заявление».

Для многих членов исполкома решение об исключении Пархоменко стало неожиданностью. Писатель и журналист Александр Архангельский пишет, что ПЕН-центр сам отступил от принципов, принятых хартией. В руководстве организации заявили, что действовали, руководствуясь уставом. Основания были, и серьезные, утверждает президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов.

Евгений Попов президент Русского ПЕН-центра «Достаточно было бы того, что не далее как в начале января Пархоменко публично выразился, это зафиксировано, про Андрея Битова, нашего почетного многолетнего президента, вице-президента международного ПЕН-клуба. Вот что он о нем сообщил городу и миру: «Дело в том, что Андрей Битов совершенно спился, никто уже много лет его не видел трезвым ни в какое время суток». Это беспредельное хамство, потому что этот малый, я имею в виду Пархоменко, Битова видел, может, один раз в жизни и то по телевизору. Он находится сейчас в Америке, не был на отчетно-перевыборном собрании, но утверждает, что Русский ПЕН-центр деградировал и постепенно скатился к полному свинству. Где-то он сообщил, что в ПЕН-службе всего 30 порядочных писателей, а нас, между прочим, 400 с лишним. Всякое в жизни может быть, но здесь, что называется, человек уже всех достал, наше терпение кончилось».

Писатель Борис Акунин написал в Facebook, что «среди основных задач мирового ПЕН-движения значится бороться за свободу выражения и быть мощным голосом в защиту писателей, которые за свои взгляды подвергаются преследованиям, тюремному заключению и угрозе жизни». «Российский ПЕН-центр этим не занимается, а значит, никакого отношения к ПЕН-движению не имеет», — добавил Акунин. В начале 2000-х исполком Русского ПЕН-центра неоднократно публиковал письма с критикой общественно-политических процессов в стране.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию