Второго Назарбаева Казахстану отыскать будет трудно. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Другой человек на месте Назарбаева может просто поблекнуть, а потом и вовсе скатиться «к банальной и в меру кровавой азиатской сатрапии», считает политолог
Вместо елбасы — коллективное руководство. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о вынесении на всенародное обсуждение конституционной реформы. Она призвана перераспределить президентские полномочия в пользу парламента и правительства. Для президента, как сказал Назарбаев, «приоритетами станут стратегические функции, роль верховного арбитра в отношениях между ветвями власти». Он также сконцентрируется на внешней политике и национальной безопасности. Часть полномочий в социально-экономической сфере будет передана правительству и другим исполнительным органам. В формировании кабинета министров будет принимать участие победившая на парламентских выборах партия. Ситуацию комментирует Георгий Бовт.
Мотивы проведения конституционной реформы в Казахстане могут быть как объективного, так и субъективного свойства. Объективные состоят в том, что суперпрезидентская власть, сложившаяся в стране, считалась в какой-то мере необходимой для выполнения задач переходного периода. Казахстану предстояло решить много непростых задач, связанных со становлением его как государства. Однако переходный период не может длиться вечно, а сверхцентрализованное управление объективно уже не отвечает задачам современности по мере того, как модернизация и рыночные отношения диверсифицируют общество и усложняют систему отношений внутри него. Теперь и сам Назарбаев говорит, что нужна демократизация, хотя, по его же словам, «успех строительства нового государства и реформ обеспечен, прежде всего, сильной президентской властью». Да и народу она нравится именно в своем нынешнем «абсолютистском виде».
И тут стоит перейти к обстоятельствам субъективного характера. Они связаны с личностью самого Назарбаева и его заботой о том, что станет со страной и созданной им системой после его ухода. Назарбаев руководит Казахстаном все 25 лет после обретения независимости. До этого он был Первым секретарем ЦК компартии Казахской ССР. Объявленная конституционная реформа — уже вторая, первая была в 1993 году. Именно тогда Назарбаев через референдум провел новое издание конституции, став суперпрезидентом с никем и ничем не ограниченными полномочиями. Позже были сняты любые ограничения на право Назарбаева избираться сколь угодно раз. В 2010 году ему был присвоен статус елбасы — лидера нации. Однако уже в прошлом году елбасы заговорил о надобности перемен, давая понять, что хочет оставить после себя именно коллективное руководство страной. Что, кстати, безотносительно Назарбаева, является вполне обычным желанием для всякого авторитарного правителя, который не может не думать о том, что станет не только со страной, но и с его семьей и ближним кругом соратников в случае, если ему на смену придет новый, тоже ничем и никем не ограниченный авторитарный правитель. Лучше уж оставить коллективное руководство и сколько-то самостоятельные институты власти. Хоть какие-то гарантии от произвола.
Мало какой авторитарный политик грезит желанием оставить после себя такого же или даже еще более всевластного вождя. Такие наследники обычно не церемонятся ни с наследием, ни с соратниками, ни подчас с семьей и ближним кругом предшественника. К тому же, вся система власти в Казахстане подстроена лично под Назарбаева — человека, без сомнения, выдающихся политических и лидерских качеств, именно просвещенного автократа. Второго Назарбаева отыскать будет трудно, если вообще возможно. Любой другой на его месте с назарбаевскими полномочиями просто поблекнет на фоне Нурсултана Абишевича, а поблекнув, может скатиться к банальной и в меру кровавой азиатской сатрапии.
Кроме того, в самом Казахстане растет запрос на перемены. Как минимум, нужны изменения в риторике власти, ведь даже несмотря на весьма жесткий политический режим внутреннюю ситуацию в стране не назовешь полным политическим штилем. В прошлом году, например, по стране прокатились самые массовые за последние годы митинги протестов против намерений властей отдавать в аренду в частные руки землю. Власти пошли на попятную: поправки в Земельный кодекс заморозили до 2021 года. В конце концов, ни один авторитарный правитель не станет любыми средствами продавливать заведомо непопулярные меры. Он вовсе не правит вопреки воле большинства.
Нет сомнений, что всенародное обсуждение конституционной реформы закончится ровно тем, чем хочет президент Назарбаев. Реформу начнут. И лично Назарбаев будет до конца пребывания на своем посту присматривать за тем, как она внедряется. Поэтому в полной мере она заработает, если вообще заработает так, как сейчас декларируется, только после его окончательного отхода от дел. Пока же роль «коллективного руководства» он по-прежнему будет выполнять сам.