16+
Воскресенье, 23 июля 2017
  • BRENT $ 47.93 / ₽ 2845
  • RTS1024.89
26 января 2017, 19:10 Компании

«Второе рождение» ларьков в переходах метро — жизнеспособна ли идея?

Лента новостей

ФАС обвиняет «Московский метрополитен» в создании несправедливых условий аренды торговых помещений в столичной подземке. Фактически в аукционах не может участвовать малый бизнес

Фото: Максим Новиков/ТАСС

Антимонопольщики обвинили метрополитен в ущемлении прав малого бизнеса. Предприниматели, которые хотят разместиться с киосками в переходах метро, пожаловались, что не могут участвовать в объявленных аукционах. В качестве задатка требуется больше 70 миллионов рублей, а этих денег у малого и среднего бизнеса нет. Как поменялись правила игры в подземной торговле? И такой ли лакомый кусок — место в переходе метро?

С лужковских времен в подземной торговле были специфические правила игры. Все торговые площади арендовали всего несколько компаний. Например, компания «Дегама», принадлежащая структурам Льва Кветного, бывшего партнера миллиардеров Алишера Усманова и Андрея Скоча. Или «Компания Шевалье», которой владела вдова Шевалье Нусуева — партнера Алимжана Тохтахунова, известного как Тайванчик. Компании арендовали площади у «Московского метрополитена» и сдавали их в пять раз дороже мелким киоскам, торговавшим всем чем угодно. Новые московские власти и сменившееся руководство метрополитена это не устраивало. После того, как киоски убрали, а вестибюли благоустроили, бизнесу предложили участвовать в аукционах на право торговли. Без передачи в субаренду. Но в итоге кроме небольших объектов на аукцион предложены «суперлоты». Сейчас их два. Это киоски на 17-ти, и на 19-ти станциях метро, в обоих случаях нужно внести задаток больше 70 миллионов рублей. Малый и средний бизнес это не потянет, а почему сумма такая большая, непонятно, говорит руководитель Московского Управления ФАС Армен Ханян:

Армен Ханян руководитель московского управления ФАС «Почему, можно здесь гадать и предполагать — каких-либо конкретных веских причин мы не услышали. И вообще там даже возникает вопрос о необходимости и целесообразности укрупнения объектов в один лот».

Впрочем, источник Business FM в столичном департаменте по конкурентной политике ранее говорил, что все законно. Бизнесмены отмечают, что поскольку много площадей идут единым лотом, вокруг остальных — маленьких объектов — возникает гигантский ажиотаж, и цены вырастают в несколько раз. О своей истории торговли в метро говорит президент Гильдии предпринимателей Владимир Морозов:

Владимир Морозов президент Гильдии предпринимателей «Я работал с партнерами, у нас было около 20 мелких объектов: кожгалантерея, маникюрные принадлежности, головные уборы. Работали на «Сходненской», «Савеловской», «Китай-городе». Мы платили 150 тысяч рублей в месяц за павильон площадью 4-5 квадратных метров. Сейчас цена в районе 200 тысяч. Через посредников места сдаются за 300 и 400 тысяч. По этой ставке в метрополитене большинство мест — убыточные. Если брать какие-то емкие позиции, такие как одежда, то они минимальный доход приносят. Это происходит из-за ажиотажа на места малого формата и из-за большого количества предпринимателей, которые без работы, но которым нужно продавать свои остатки. Сейчас уже появились отказы от таких мест из-за того, что они убыточны».

Неудачный опыт был у Ginza Project. По слова гендиректора Алексея Волкова, компания, входящая в группу, выиграла семь объектов на станции метро «Новокосино», но потом отказалась от проекта

Алексей Волков гендиректор Ginza Project «Во-первых, того потока не было, который планировался. Станция «Новокосино» имеет четыре выхода, а не один, как изначально мы думали. Во-вторых, покупательная способность людей невысока. Нельзя сравнивать с потоком торгового центра, где люди специально приходят тратить деньги. Тут утром пробежали на работу, вечером с работы. 5% из этого потока зашли в магазин, что-то купили».

В 2016 году на аукционе уже был продан «суперлот» — сразу 10% торговых площадей в переходах. Он достался компании «Метроторг» предпринимателя Дмитрия Сидоренко. По данным РБК, про его бизнес ничего не известно, зато он был совладельцем газеты «Завтра». В Департаменте транспорта тогда объясняли, что выставить сразу 10% доступных площадей единым лотом было решено, чтобы привлечь не только малый бизнес, но и крупных игроков из числа торговых сетей. Впрочем, тогда крупные сети торги проигнорировали.

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    Актуальные темы: