Дональд Трамп «попал под суд». Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Указ президента США о миграционной политике не только вызвал осуждение и волну протестов, но и напоролся на судебное сопротивление и возмущение бизнеса. Если так пойдет и дальше, американский лидер не сможет надолго удержать свой пост
Президент США Дональд Трамп впервые столкнулся с судебным сопротивлением своей политике. Федеральный судья в Бруклине заблокировала часть его антииммигрантского указа, ограничивающего въезд в страну граждан мусульманских стран, а также прием всех беженцев на 120 дней. Указ о запрете въезда по всем видам виз на 90 дней для граждан Сирии, Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сомали и Судана коснулся даже обладателей «грин-карты», проживавших в США годами, но временно выехавших за границу. А также беженцев, уже получивших разрешение на въезд в Америку. Новым соискателям этого права обещан жесточайший отбор.
Указ Трампа стал самым жестким с 1924 года, когда президент Гувер впервые ввел квотирование иммиграции по национальному признаку. Он полностью ревизует иммиграционную политику, проводившуюся в стране с середины 60-х годов, со времен Линдона Джонсона, отменившего законы Гувера в этой области и какую-либо дискриминацию по национальному или страновому признаку. Иракские беженцы, застигнутые указом уже в аэропорту Джона Кеннеди в Нью-Йорке и не выпущенные в город, тотчас подали в суд при помощи правозащитников и мгновенно одержали победу. Судья Энн Коннели, назначенная еще в 2009 году Бараком Обамой, повелела их впустить. Ее решение также касается минимум 150-200 человек, уже прибывших в американские аэропорты, как правило, имеющих либо действующую визу, либо «грин-карту», то есть вид на жительство. Правда, служащие Агентства Внутренней Безопасности, а также Таможни и Защиты Границ, по сути, отказываются выполнять решение судьи Коннели, по-прежнему не впуская подпавших под указ в страну. А многие даже обладатели «грин-карты» из указанных стран, которые сейчас оказались за границей, не могут вернуться в Америку, даже если там находятся их семьи. Таких людей, которых уже не пустили на посадку в самолеты, следующие в США, уже около двух сотен. И тут важно даже не их число, а беспрецедентность происходящего. Американские масс-медиа пестрят душераздирающими историями разделенных семей.
Сказать, что решение Трампа вызвало бурю возмущения — это не сказать ничего. Америка — это все же страна иммигрантов. Отношение к «пришлым», как минимум, у двух третей нации терпимое или даже благожелательное. Даже внутри республиканской партии раздаются критические голоса. Президент, возмущаются критики, попрал одну из фундаментальных ценностей, на которых зиждется вся американская демократия. Мэры двух десятков крупных городов, в основном, демократы, уже объявили свои территории «городами-убежищами», отказываясь подчиняться новой иммиграционной политике и сотрудничать с федеральным ведомством по делам иммиграции. Теперь с ними предстоит жестокая судебная битва, в том числе по поводу федеральных грантов и субсидий. Корпорация «Гугл» отозвала домой многих представителей зарубежного персонала, боясь, что указ коснется их тоже. Компании Кремниевой долины в Калифорнии пишут обращения в Белым дом с просьбой разъяснить новый порядок, беспокоясь за своих лучших работников, многие из которых работают либо по «грин-карте», либо по рабочей визе H-1B. «Гугл», «Майкрософт», «Интел» и другие технологические гиганты утверждают, что критически зависят от этих «импортных мозгов». «Майкрософт» уже готовится к частичному переезду в Канаду.
Голливуд возмущен тем, что на церемонию вручения «Оскаров» не приедет теперь видный иранский режиссер Ашхар Фархади, причем его фильм «Продавец» номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Иран, кстати, пригрозил запретом на въезд в страну всех граждан США. Один из университетов Мичигана выступил с протестом против новой политики, которая может сильно сократить число студентов-иностранцев. Будут и другие университетские протесты. Причем их будет много. В США ежегодно прибывают сотни тысяч иностранных студентов, в том числе мусульман. И даже Национальная баскетбольная ассоциация не осталась в стороне, выступив с критикой Трампа. Ведь указ затронул ряд ее ведущих игроков.
Трамп еще не провел в Белом доме и 100 дней, а стиль его правления вызывает все более резкую критику, причем не только со стороны демократов, но и умеренных республиканцев. Его решительное стремление побыстрее выполнить то, что он обещал, вызывает уважение лишь его электората. Однако вся штука в том, что он не одержал сокрушительной победы, не набрал абсолютного числа голосов, а ведет себя так, как будто ему выписан всенародный мандат доверия. Такого мандата у него нет. И если он и дальше будет придерживаться такого же стиля, отторгая минимум половину общества, то долго он так страной не порулит. И даже до отмены антироссийских санкций дело дойти не успеет.