16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
31 октября 2009, 10:08

Арт-неделя: все внимание к ЦДХ

Лента новостей

Октябрь — месяц открытий. Новые арт-пространства появились на Волхонке и Вспольном, но главная — на этой неделе она расположилась на Крымском валу. Арт-новости от Дмитрия Буткевича и Валерии Галлай

М.Ф.Ларионов  Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916.  Бумага, акварель, графитный карандаш. 45,5 x 70. ГТГ
М.Ф.Ларионов Лес. Эскиз декорации к балету «Русские сказки». 1916. Бумага, акварель, графитный карандаш. 45,5 x 70. ГТГ

Традиционно октябрь — один из самых «жарких» месяцев отечественного арт-года. Время, когда число проектов, проходящих одновременно на различных художественных площадках столицы, зашкаливает.

Судите сами: в прошедший четверг, 29-го, мы побывали на четырёх (!) вернисажах. И ещё минимум парочку проигнорировали. Интересно было бы задаться целью и посчитать общее количество открытий выставок в Москве за отдельно взятую неделю. Но это — как-нибудь в другой раз.

А пока остановимся на некоторых «highlights», как говорят англичане. «Вспышках», то есть событиях, привлекших наибольшее внимание публики и прессы.

Volkhonka Fine Art Centre появился на карте Москвы примерно полгода назад. Идея создателей — хозяев одного крупного столичного архитектурно-дизайнерского бюро — показалась нам тогда крайне невнятной. Если вкратце, они собирались привозить из галерей Южной Франции и Северной Италии предметы антиквариата, мебель и прочие оформительские аксессуары, показывать их здесь потенциальным покупателям и крупным дизайнерам и продавать «на корню». Бизнес-составляющую проекта мы оценивать не будем, хотя непонятно, зачем серьёзным заказчикам выбирать в Москве из того, что удалось привезти, если можно заказать каталоги всех коллекций этих самых провинциальных европейских галерей.

Гораздо интереснее наполнения оказалось само пространство. Это цокольный этаж территории Храма Христа Спасителя. Общая площадь — 2 тысячи кв. метров, высота потолков — до 6 метров. Когда-то здесь располагалась станция секретного «кремлёвского» метро. Прямо под улицей Волхонка.

Сейчас здесь проходит выставка «Королевская охота», как выразились устроители, «по просьбам истинных ценителей охоты». Закрытый показ был великолепен, особенно эффектно звучал Российский роговой оркестр с репертуаром от «Вечернего звона» до «Болеро». Вот с экспозицией дела обстоят значительно печальнее. По нашим подсчётам, хорошо, если треть экспонатов имеет какое-то отношение к теме охоты. Шкуры животных, которыми красиво были украшены кресла и камины, гносеологически, конечно, имеют отношение к охоте (животных надо было как-то умертвить). А в остальном... Пороховница, современная анималистическая скульптура, английские гравюры лисьей охоты (мы сами такие как-то покупали в Лондоне на Портобелло). Ну, и топ-экспонаты: две картины Удри — официального художника королевских псовых охот Людовика XV (I половина XVII века). «Охота на кабана» (300 тысяч евро) и «Охота на оленя» (450 тысяч). Думаем, ради промоушена этих двух полотен вся выставка и затеяна.

Галерея на Вспольном фонда «Общества поощрения художеств» открылась буквально только что, с началом 3 Московской Биеннале современного искусства. «Нонконформисты» — это второй их проект. И здесь также было великолепное театрализованное открытие. Пионеры пели бардовские песни, показывалась театральная свадьба и прочие гулянки шестидесятых. Работы представителей андерграунда, происходящие из частных коллекций, безусловно, интересны. Выставка, кстати, продлится две недели, так что её ещё можно и нужно успеть увидеть. Хотя опять стоит отметить, что кураторская идея, на наш взгляд, проявиться не смогла. Развеска, похоже, проходила по принципу: этот натюрморт будет хорошо смотреться рядом с вон той берёзкой.

ЦДХ–ГТГ по адресу: Крымский вал, 10 — к этому зданию было, конечно же, приковано наибольшее внимание любителей искусства. Точнее, к той его части, где располагается современная часть экспозиции Третьяковской галереи. Именно здесь стартовал, как многие считают, арт-проект года. Это выставка «ВидЕние танца» (с ударением на второй слог). Она посвящена 100-летию «Русских балетов» Дягилева. 19 мая 1909 года впервые дягилевская труппа выступила в Париже. После 1911 года и до самой смерти Дягилева «Русские балеты» базировались в Монте-Карло. Поэтому соорганизаторами выставки выступили ГТГ и Новый Национальный музей Монако. И, конечно, Фонд культуры «Екатерина» — главные вдохновители, организаторы и спонсоры юбилейной экспозиции.

Если говорить точнее, то экспозиций. Ведь проект уже побывал в Монако. В Москве он заметно видоизменился. Не приехало множество вещей из Лос-Анжелеса. По словам совладельца Фонда «Екатерина» Владимира Семенихина, кризис внёс свои коррективы. Поэтому в Москве — множество экспонатов из фондов Третьяковки. Из архива М. Ларионова, который был передан в ГТГ в 1989 году и нигде пока особо не выставлялся. Между прочим, только Фонд «Екатерина» потратил на дягилевскую выставку в Москве около 700 тысяч евро. Общая сумма затрат, как это всегда бывает с госмузеями, тщательно скрывается.

Экспонаты выставки «Видение танца» достойны всяческого восхищения. Особенно эффектен гигантский занавес к балету «Голубой экспресс» (10х10 метров) кисти Пикассо, привезённый из Театрального музея лондонского музея Виктории и Альберта. Нам понравились костюмы Матисса и эскизы Анисфельда. Но каждый, мы уверены, найдёт здесь свою точку притяжения.

Что же касается огромной ложки дёгтя, — то это снова работа кураторов. Это была не их неделя. Что ни проект, то полная невнятица. Вот и на Крымском совершенно непонятны принципы построения экспозиции, да и были ли они вообще. Гончарова висит рядом с Головиным. А в соседнем отсеке — снова Гончарова, но вместе с Бакстом. И отнюдь не по хронологии, как можно было бы подумать. То показаны балеты 1911 года, то 1924-го. А потом 13-го. И не по национальной принадлежности художников: Кустодиев напротив Гриса.

Зато за стеной, в помещении Центрального дома художника, очень логично выстроенная выставка. В новом помещении галереи «Альтруист» представлена экспозиция из 24-х работ великого мариниста Айвазовского. Частные собрания Москвы и Питера. Есть каталог. Все вещи, кстати, продаются. Между прочим, принято считать, что всё наследие безумно плодовитого мастера морского пейзажа составляет около 6 тысяч произведений. Получается, что здесь показана одна трёхсотая часть творческого наследия, а это совсем немало!

Ну, а если вам всё же более по душе современное искусство, дождитесь вторника. Здесь же, в ЦДХ, открывается выставка номинантов третьей Премии имени Кандинского. 3,5 тысячи кв. метров, 45 номинантов. Общий призовой фонд составляет 60 тысяч евро, 40 из которых получит в декабре победитель в номинации «Проект года».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию