16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
23 июня 2017, 09:23 Технологии

Запрет анонимайзеров незаметно добрался до первого чтения

Лента новостей

Комитет по информационным технологиям одобрил законопроект о блокировке VPN-сервисов и анонимайзеров. К чему приведет принятие этого документа? Почему эксперты называют это вредительством?

Фото: YAY\TASS

Закон о запрете средств для обхода блокировки готовился тихо и скрытно. В конце апреля о разработке документа сообщили источники: говорилось, что его инициатором стал Совбез, а в работе над законопроектом якобы принимали участие Роскомнадзор и Медиакоммуникационный союз. Подтверждения информации не было.

Спустя месяц на Украине под блокировку попали российские соцсети и поисковик «Яндекс». По этому поводу чиновники из России публично рассказывали о VPN-сервисах, браузере Tor и других способах обхода блокировки. Замминистра связи Алексей Волин говорил, что запрет соцсетей приведет к росту компьютерной грамотности, украинцы освоят анонимайзеры. Депутат Евгений Ревенко утверждал, что пользоваться запретами в интернете глупо и нерациональн: люди так или иначе найдут способы их обойти.

Это был первый и, наверное, последний день, когда представители власти открыто и в целом позитивно призвали пользу от VPN и других анонимайзеров. Через месяц законопроект об их блокировке — в случае отказа блокировать доступ на запрещенные сайты — появился в Думе. Что изменилось? Об этом Business FM спросила одного из авторов документа депутата-единоросса Максима Кудрявцева. С ним беседовала Наталия Космачева.

— Когда на Украине происходила эта история с «Одноклассниками», «ВКонтакте», многие чиновники и депутаты рассказывали украинцам, как пользоваться VPN и прочими сервисами. Как после этого расценивать законопроект, который одобрил комитет?

— Как у нас говорят, «мы не вмешиваемся во внутреннюю политику других государств». Мы должны в России оградить молодежь и население от сайтов противоправного характера, поэтому этот закон направлен на то, чтобы ограничить обходные пути для выхода на сайты, которые, еще раз подчеркиваю, запрещены законодательством страны.

Основной закон о блокировке сайтов работает уже несколько лет. Реестр запрещенных ресурсов наполняется ежедневно. Для обычного пользователя рунет стал чище, но — при очевидных плюсах — практика блокировок дает сбои. Из последнего — оказавшийся на некоторое время в «черном списке» поисковик Google.

Отношение к идеи блокировать VPN и другие анонимайзеры у экспертов еще более скептическое, чем к базовому закону. По сути, они говорят о вредительстве с Охотного ряда. Вот что думает на этот счет интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев:

Дмитрий МариничевДмитрий Мариничев интернет-омбудсмен «Принятие или даже рассмотрение законов, которые абсолютно противоположны и здравому смыслу, и логике, и технологическому прогрессу, и новым уровням взаимоотношений внутри социума, это какой-то парадокс, я не могу его объяснить. Может быть, они в Госдуме дышат чем-то или кормят их чем-то, что они вот все эти наворачивают, принимают и фактически работают не на благо страны, а в противовес своим гражданам. То есть они фактически ставят под удар саму нацию».


Доводы противников блокировок в Госдуме не были услышаны когда принимался базовый закон, не будут, вероятно, услышаны и сейчас. К слову, в Китае с его тотальным государственным контролем над сетью — справиться с VPN-сервисами до сих пор не смогли. В январе этого года правительство объявило о тотальной облаве на анонимайзеры — причем это не разовая акция, а кампания длиной в год и два месяца.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию