16+
Воскресенье, 15 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
20 февраля 2017, 21:45 Право

Главу Hermitage Capital второй раз виртуально арестовали

Лента новостей

Директора британского инвестфонда Hermitage Capital Уильяма Браудера заочно арестовали. Уже второй раз. Теперь его обвиняют в преднамеренном банкротстве компании, через которую, по мнению следствия, скупали акции «Газпрома». Также ему вменяется уклонение от уплаты налогов

Фото: depositphotos

Тверской суд Москвы заочно арестовал директора британского инвестфонда Hermitage Capital Management Уильяма Браудера. Мера пресечения была избрана ему в рамках уголовного дела о преднамеренном банкротстве и уклонении от уплаты налогов на сумму в 3,3 млрд рублей компании ООО «Дальняя степь». О том, что такое дело существует, защита финансиста узнала лишь на заседании суда. Тогда же оказалось, что его расследование уже завершено.

С ходатайством о заочном аресте начальника скончавшегося в 2009 году в СИЗО юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского Следственный департамент МВД обратился в суд в минувшую пятницу, 17 февраля.

Это было сделано в рамках уголовного дела, которое стало полным сюрпризом для адвоката Уильяма Браудера Александра Антипова. Защитник признался Business FM, что ни он, ни его клиент ничего не знали о нем, а следственные органы не потрудились уведомить защиту о его существовании.

Исчезнувшие 3,3 млрдрублей

Как выяснилось в суде, в рамках данного дела Браудеру инкриминируют совершение двух преступных действий: организацию преднамеренного банкротства компании «Дальняя степь» (она была ликвидирована по решению арбитражного суда в 2006 году) и уклонение этой фирмой от уплаты налогов в 1996-2005 годах (ст. 33, ст. 196 и 199 УК РФ) на сумму около 3,3 млрд рублей. Гендиректором этой фирмы, зарегистрированной в Калмыкии, являлся Уильям Браудер. Следствие установило, что «Дальняя степь» была «фирмой-пустышкой», в штате которой лишь на бумаге числились инвалиды. Это позволило иностранной компании получить большие льготы по налогам. Через нее же, по мнению следствия, впоследствии шла скупка акций «Газпрома».

«Дальня степь» уже фигурировала в первом уголовном деле Уильяма Браудера. В июле 2013 года Тверской суд Москвы заочно приговорил его к девяти годам лишения свободы. Тогда бизнесмена судили вместе с погибшим в СИЗО юристом фонда Сергеем Магнитским, дело которого суд прекратил в связи с его смертью. Магнитский был признан виновным в уклонении от уплаты налога на прибыль (ч. 2 ст. 199 УК РФ) на сумму в полмиллиарда рублей, а Браудер — осужден за два эпизода уклонения от уплаты налогов с организаций (ст. 199 УК РФ).

По словам Александра Антипова, нынешнее уголовное дело Браудера выделили из «большого» уголовного дела, которое СД МВД расследует, еще начиная с 2004 года, и в котором, по словам адвоката, «чего только нет». Так, например, финансиста подозревают в незаконном приобретении 200 млн акций «Газпрома». Его подельниками СД МВД считает собственников инвестиционного фонда Ziff Brothers Investments братьев Дирка, Роберта и Дэниела Зиффов.

Новое уголовное дело защитник Уильяма Браудера назвал «ярчайшим примером запрещенного тайного правосудия». «Суд рассмотрел вопрос об аресте по уголовному делу, о котором не знал ни сам обвиняемый, ни его адвокат. О том, что такое дело существует, лично я узнал в пятницу, 17 февраля, при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения. Следователь меня уведомил не только о том, что дело существует, но и что его расследование уже закончено», — сказал Business FM Антипов. Он отметил, что, по закону, фигуранта должны были уведомить о начале расследования. Обвиняемый имел право заявить отвод следователю, обжаловать его действия и выносимые им процессуальные документы, представлять свои возражения.

По мнению Антипова, в повторном аресте не было нужды, ведь Браудер уже был заочно заключен под стражу в 2013 году. Юрист сообщил, что уже обжаловал решение о новом заочном аресте в Мосгорсуде.

«Месть» Чайки?

Юрист связал стремительное завершение второго уголовного дела с желанием правоохранительных органов отвлечь внимание от обращения его клиента в Следственный комитет РФ. В конце прошлого года Браудер направил туда заявление, в котором потребовал привлечь к уголовной ответственности за клевету генерального прокурора Юрия Чайку.

В начале декабря 2016 газета «Коммерсантъ» обнародовала письмо последнего. В нем генпрокурор прокомментировал фильм-расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК). Оно касалось деятельности членов семьи Юрия Чайки. В фильме утверждалось, что близкие родственники и ряд подчиненных генпрокурора занимаются противозаконной деятельностью.

Чайка назвал фильм лживым и заявил, что его заказчиками являются основатель Hermitage Capital Браудер и стоящие за ним спецслужбы. «Сразу после этого последовало выделение дела из основного, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу и направления его в суд. Все это происходит в спешном порядке», — проводит параллели юрист. Антипов назвал очередное уголовное дело «политизированным». Он пока не получил ответ из СК или Генеральной прокуратуры, которых просил сообщить о принятом процессуальном решении по заявлению Браудера.

Дело конкурсного управляющего

Тем временем в Элистинском городском суде Калмыкии в январе 2017 года начался судебный процесс над бывшим конкурсным управляющим ООО «Дальняя степь» Александром Долженко. Ему инкриминируют пособничество в преднамеренном банкротстве компании.

Ожидается, что приговор по его делу ляжет в основу очередного обвинения основателя Hermitage Capital.

Находящийся под домашним арестом фигурант вину отрицает. Его адвокат Алаудин Мусаев заявил, что сотрудники ФСБ якобы «вынудили» его подзащитного на камеру заявить, что в свое время к нему подходили некие люди от Браудера и просили помочь завершить процедуру банкротства фирмы, а не разыскивать выведенные с ее счетов деньги. Вместе с тем, как утверждает защитник, его клиент не мог быть ни организатором, ни пособником преднамеренного банкротства. Он настаивает, что к моменту назначения Долженко конкурсным управляющим «Дальней степи» в 2006 году все деньги уже два года как были выведены с ее счетов. «Все это дело было необходимо для того, чтобы следователи могли арестовать счета Браудера и его фирмы. Поэтому они и назначили Долженко виновным», — полагает адвокат.

Что же касается уголовного преследования Уильяма Браудера в России, то оно остается для него не более чем виртуальным. Гражданин Великобритании хоть и был объявлен Россией в международный розыск еще четыре года назад, однако Интерпол отказался исполнить поручение. Там сочли преследование бизнесмена политически ангажированным. Поэтому ни второй, ни даже третий приговор вряд ли будут для него иметь значение.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию