28 февраля 2017, 19:10 Компании
Дмитрий Руденко, Почта Банк: «Плановая прибыль по МСФО превышена в 10 раз»
Лента новостей
В интервью Business FM президент-председатель правления ПАО «Почта Банк» Дмитрий Руденко рассказал о развитии банковской инфраструктуры в отдалённых уголках страны, секретах перевыполнения плановой прибыли и участии в программе «Дальневосточный гектар»
«Почта Банк» — это проект молодой и очень амбициозный. Что изменилось за последние полгода, со времени проведения Петербургского экономического форума, где были озвучены планы по открытию отделений, которые произвели сильное впечатление. Это по-прежнему самое главное сейчас или акценты уже сместились?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Акценты не менялись. В первые три года нам важно добраться до различных уголков нашей страны, наладить инфраструктуру, научиться с ней работать. Ведь обстоятельства бывают разные — например, до Валаама инкассаторы на катере добираются, потому что на вертолете лететь слишком дорого, и наличные для инкассации банкоматов приходится доставлять водным путем.
А как растут объемы операций?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Мы выполняем все планы, а некоторые даже перевыполняем, в частности, по депозитам. Прибыль, к радости для нас, по международным стандартам финансовой отчетности тоже превысила плановую — в 10 раз. Акционеры ставили перед нами задачу выйти в прибыль уже по итогам первого года работы, хотя банк и находит сейчас в состоянии стремительного развития. Мы заработали примерно в 10 раз больше, но в количественном выражении это небольшая сумма — чуть больше 1 млрд рублей.
Из чего сложилась эта сумма, какие операции стали столь маржинальными?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Во-первых, «Почта Банк» создан не на пустом месте, а на базе «Лето Банка», имевшего собственный кредитный портфель. Во-вторых, изменилась парадигма работы банка — от кредитного монолайнера мы движемся в сторону классического почтового сберегательно-расчетного банка с функцией кредитования. Разворот изменил нашу экономику. Что произошло? Клиенты стали размещать депозиты, открывать текущие счета. Стоимость фондирования стала снижаться. Это большой плюс.
Какое население преобладает среди клиентов вашего банка: городское или сельское? В городе у вас много конкурентов, а в деревне их почти нет.
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Но в городе живет больше людей, поэтому сейчас точка отсчета смещена все-таки в сторону города, если говорить о количестве клиентов. Но если измерять количество точек продаж, то 70% из них открыты в населенных пунктах, где проживает менее 100 тысяч человек. Это небольшие города, поселки и так далее.
А что касается распределения объема операций?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: По объему операций мы, конечно, следуем за городами: где людей больше, там и операций больше. И мы нормально на это смотрим, так как с городов начинали. Развертывание сети в глубинке будет набирать обороты во второй-третий год работы «Почта Банка», тогда картина будет меняться.
А сравнение со Сбербанком для «Почта Банка» уместно или нет?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Нет, конечно. Сбербанк — это банк с более чем столетней историей, «Почта Банк» — это банк только для физических лиц, который работает только в рублевой зоне. Да и форматы банков, честно скажем, сильно отличаются. В чем нас можно сравнивать? Наверное, в охвате географии, в количестве точек присутствия, а также в доступности продуктов. В этих аспектах мы готовы конкурировать со Сбербанком и совершенно не боимся этой конкуренции. Но у нас нет амбиций создать второй Сбербанк — на это, наверное, надо еще 170 лет потратить.
Вы решили активно участвовать в проекте «Дальневосточный гектар», есть какие-то специальные программы кредитования в рамках этого проекта?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Это эксперимент для нас: как инновационный банк, мы должны пробовать все интересное. Есть государственная программа «Развитие Дальнего Востока», и одна из подпрограмм — «Дальневосточный гектар»: предоставление одного гектара земли в ДФО любому гражданину Российской Федерации. Когда эту программу стали развивать, выяснилось, что некоторые люди говорят: «Мы бы взяли гектар, но нам не на что его осваивать». Существуют разные варианты освоения, соответственно, с нашей стороны была предложена разумная идея — стать финансовым партнером, банком, который готов на льготных условиях предоставлять кредиты на то, чтобы люди могли осваивать свой гектар. Мы подписали соответствующее соглашение с Фондом развития Дальнего Востока.
Технически этот кредит для нас понятен: он выдается на покупку техники, оборудования, строительных материалов. Такие кредиты наш банк уже предоставляет: у нас 40 тысяч точек-партнеров по всей стране. Но есть и специфика. Во-первых, процентная ставка от 8 до 10,5% годовых, которая устанавливается в зависимости от типа товара. Это ставка сравнима со ставкой по ипотеке, и то не всякой. Ипотечные ставки зачастую выше. Поддерживать сниженные ставки нам помогает государство, фондируя часть операций. Во-вторых, размер кредита. Сегодня кредит выдается на сумму от 3 тысяч до 600 тысяч рублей сроком до 5 лет. Диапазон целей кредитования большой: если клиенту необходимы средства связи, то и трех тысяч хватит, а если нужно купить минитрактор, то 600 тысяч — это только часть его стоимости. Сейчас мы совместно с ФРДВ ведем поиск партнеров — торговых компаний, которые готовы предоставлять необходимые сервисы и товары. Эти компании должны оказывать услуги именно на Дальнем Востоке, ведь будет странно и нелогично, если клиент получил гектар, а трактор на его освоение покупает где-то во Владимире. Таких партнеров у нас уже несколько десятков, будем искать дальше и расширять спектр товаров. Посмотрим на спрос, узнаем мнение клиентов — возможно, мы не угадали с набором товаров, тогда подключим другие компании. Это живая программа, и она только начинается.
В ваших планах — развитие digital-направления, причем на стыке деятельности банка и почты. Какой тут баланс интересов?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Здесь много пересечений, и они действительно работают. Например, «Почта России» — это крупнейший доставщик интернет-покупок. Поэтому с нашей стороны было разумно, находясь в отделениях почты, предложить сервис для интернет-покупателей. Он работает так: например, вы совершаете покупку в Интернете с помощью карты «Почта Банка», после чего ваш товар будет застрахован бесплатно, банк не возьмет за это никаких комиссий. Совместно со страховой компанией мы гарантируем, что товар будет куплен вами по лучшей цене, а если вы найдете дешевле, то разницу вам вернут. Если товар придет сломанный или потеряется, мы вернем деньги.
Программа интересная, клиенты ей уже пользуются, потому что очевидна синергия: человек пришел получать посылку, а рядом банк, который совершенно бесплатно предлагает удобный и выгодный сервис. Карта, как и текущий счет, оформляется бесплатно, это занимает 5-7 минут. Причем программа страхования действует даже для онлайн-карт. Можно скачать приложение, получить онлайн-карту, оплатить покупку с ее помощью и воспользоваться страховкой. При этом необходимо персонализироваться, перенести свои данные.
Еще вот такая акция звучит громко: «Посадили миллион деревьев с Минприродой». Вот прямо миллион?
Дмитрий Руденко, президент-председатель правления ПАО «Почта Банк»: Да, миллион, и даже больше. Но нечестно говорить, что мы посадили — посадили наши клиенты. Программа называется «Подари лес другу». Это своеобразная игра, но при этом мы гарантируем, что деревья действительно будут посажены. Суть программы состоит в том, что тысячу рублей клиент платит за коробку, на которой написано, что он посадил определенное количество деревьев. А в банкомате можно выбрать тот национальный парк, где сейчас идет лесовосстановление, — именно там и будут посажены деревья.