Китай меняет демографический курс: рожать надо больше
Лента новостей
В стране стремительно стареет население, которое, по прогнозам, к концу века убавится на 400-700 миллионов человек. Почему так происходит, к чему это приведет, и что предпринимает Китай?
Китайские крайности. Теперь власти Поднебесной готовы доплачивать за второго ребенка в семье. В 2016 году Китай отказался от принципа «одна семья — один ребенок», согласно которому за рождение второго малыша штрафовали. Теперь же местные власти думают над тем, чтобы ввести за появление второго ребенка вознаграждение. Об этом сообщил замминистра здравоохранения и планового деторождения Китая.
По оценке, сделанной в 2016 году, в Китае проживает 1,38 миллиарда человек. Пока в стране наблюдается незначительный прирост населения, но динамика указывает на то, что он вот-вот прекратится и начнется убыль. В результате, согласно прогнозам, к концу XXI века численность населения КНР составит от 600 до 900 миллионов человек. Принято говорить о старении Европы, но через 15 лет в Китае будет уже полмиллиарда пенсионеров — больше, чем всех европейцев вместе взятых. Все привыкли к гигантским масштабам этой страны. Но оказывается, что и проблемы в ней ожидаются тоже гигантские, говорит российский журналист в Пекине Константин Щепин:
Константин Щепин российский журналист в Пекине «Население богатеет, тут происходит тот же самый процесс, что и в любом богатеющем обществе, а именно — старение населения. Поддержка престарелых родителей — это не только непременная истина, это прописано в Конституции КНР, соответственно, рабочему населению это будет очень большой камень на шею, поэтому нужно рожать как можно больше, но, к сожалению, это не получается. Последние соцопросы, которые проводились по стране, свидетельствуют о следующем: порядка 80% молодых китаянок в детородном возрасте заявили, что им и одного ребенка на свою голову хватает».
Образование в КНР стоит дорого, медицинское обслуживание тоже, соцобеспечения детства в Китае почти не существует. Возможно, именно эти пробелы власти думают заполнить введением выплат за рождение второго ребенка в семье. Но демография — вещь очень инерционная. И, похоже, эти меры, даже если их примут, не окажут значимого эффекта. А пока что есть реальность. Рынок дешевого труда в Китае давно себя исчерпал. Экономический рост в последние десятилетия обеспечивался за счет притока с запада страны низкоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы. Этот приток поддерживался различными государственными программами. В частности, государство давало таким работникам многочисленные социальные гарантии, которые постепенно перекладывались на плечи работодателей. В результате теперь различные взносы в социальные фонды составляют приблизительно столько же или даже больше, чем получает малоквалифицированный работник на руки чистыми. Если учитывать, что в Пекине, например, белая зарплата составляет в среднем порядка четырех тысяч юаней — это около 35 тысяч рублей, то со всеми взносами заплатить работодателю приходится 70-80 тысяч. Иностранному бизнесу становится все менее выгодно работать в Китае, говорит управляющий активами Международного фонда частных инвестиций Александр Душкин:
Александр Душкин управляющий активами Международного фонда частных инвестиций «Та модель, по которой Китай развивался последние десятилетия, исчерпана. Приток капитала в страну, экспорт товаров — все это работает, пока стоимость труда очень низкая. Поэтому Китай нуждается в переходе на новый тип экономики — более диверсифицированный, не экспортно-ориентированный, то есть к экономике, которая работает так же, как и более развитые страны. Они должны производить товары с высокой дополнительной стоимостью, они должны уметь делать средства производства, сами разрабатывать станки и оборудование, должны разрабатывать технологии — это их задачи, и они это делают».
Очень долгое время Китай считался мировой фабрикой производства недорогих товаров. И был период, когда страна за счет ее колоссальных масштабов, в первую очередь человеческих, воспринималась как некая почти что бесконечная по ресурсам страна. После кризиса 2008 года сначала медленно, а затем все быстрее начался процесс вывода из него производства. Но не все компании могут это сделать легко и непринужденно. Самый яркий пример этой ситуации, вероятно, Apple, почти вся продукция которого собирается китайским Foxconn. На его заводах работает 830 тысяч человек.