16+
Пятница, 13 декабря 2024
  • BRENT $ 73.57 / ₽ 7648
  • RTS750.59
6 марта 2017, 14:01 Технологии

Границы в Интернете. Почему России может понравиться идея «киберсуверенитета»

Лента новостей

С таким предложением к странам БРИКС намерен выступить Китай. Для чего, по его мнению, необходимо ужесточить регулирование киберпространства, и чем это может обернуться России?

Фото: Imago/ТАСС

Китай хочет, чтобы Россия, Индия и другие страны БРИКС приняли его идею «киберсуверенитета», которая позволила бы каждой из них полностью управлять своим киберпространством без помех со стороны других стран. Пекин планирует внести предложение по трансграничному соглашению по этому вопросу на следующем саммите БРИКС, который пройдет в китайском Сямыне в сентябре.

О том, что Китай собирается предложить своим партнерам по БРИКС ужесточить регулирование киберпространства, в конце прошлой недели заявил координатор киберотдела китайского МИД Лонг Жу в ходе презентации белой книги, посвященной этой теме. В самом Китае регулирование Интернета выстроено с момента его распространения. У жителей Поднебесной нет доступа к таким сервисам, как Google, Facebook, Twitter и многие другим. Поэтому для Пекина проблемы регулирования Интернета просто не существует, но ему нужно разделить ответственность с другими странами за ситуацию со свободой слова. Кроме того, Китай — мировой лидер по числу пользователей Интернета и явно стремится навязать остальному миру свое доминирование в киберпространстве, говорит руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов.

Алексей Маслов руководитель школы востоковедения Высшей школы экономики «Одно из основных обвинений в адрес Китая — это максимальное ограничение в доступе к информации через Интернет. Поэтому Китаю сейчас нужна максимальная поддержка, прежде всего со стороны тех стран, которые являются либо его союзниками, либо странами, близкими по менталитету. Поэтому Китай сейчас обращается к Индии, к ряду других стран Юго-Восточной Азии, но здесь надо понимать, что по сути Китай движется к идее параллельного Интернета, где он будет в известной степени задавать тон. Это проходит в рамках идеи расширения Китая в целом в мире, который должен играть, по сути, ту же самую роль и занять то же самое место, что и США».

Речь фактически идет о том, чтобы физические границы государств стали в некотором смысле и границами информационного пространства. Технически сегодня сделать это не представляет проблемы, утверждает сооснователь компании «Битрикс 24» Сергей Рыжиков.

Сергей РыжиковСергей Рыжиков сооснователь проекта «Битрикс24» «Технически сделать внутреннюю или внутригосударственную сеть и ввести пространство имен, которые будут доступны только гражданам этой страны, достаточно легко. На сегодняшний момент это, скорее, не техническая, а политическая проблема. В Китае недоступны те сайты, которые не взаимодействуют с властями».

Индия, например, вряд ли захочет принять модель, предлагаемую китайцами. Индийская экономика очень завязана на офшорном программировании, а значительная часть индийской IT-индустрии связана с западными рынками, где Интернет в значительной степени свободен. А вот для России китайское предложение отгородиться от остального мира придется ко двору, считает доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России, политолог Кирилл Коктыш.

Кирилл КоктышКирилл Коктыш доцент кафедры политической теории МГИМО МИД России «Параллельно с возможностями, которые предоставляет киберпространство, возрастают и угрозы. Глобальный и единый Интернет становится очень сложно совмещать с принципом суверенитетов. Поэтому логично, что такая суверенизация киберпространства должна была рано или поздно наступить. Китай оказался первопроходцем, и то, что Россия собирается присоединиться, означает контроль над данными своих граждан со стороны государства. Это замыкание коммуникаций внутри суверенных границ. Это разумный следующий этап роста».

Китаю необходимо привлечь на свою сторону Россию еще и потому, что она является членом Совбеза ООН, а КНР давно стремится к тому, чтобы концепция «киберсуверенитета» была принята именно на уровне этой организации. Китайские чиновники не устают утверждать, что Интернет в стране является полностью свободным, а запрещены лишь сайты, которые подрывают национальные интересы страны, правда, не уточняя, в чем этот подрыв заключается.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию