«Никто никого насильно не держит»: Медведев ответил на претензии Белоруссии
Лента новостей
Руководитель белорусского правительства заявил, что нефтегазовый спор Москвы и Минска мешает развитию рынка «ЕврАзЭС»
Обновлено 14:58
«Здесь никто никого насильно не держит»: глава российского правительства Дмитрий Медведев ответил на претензии белорусского премьера. Глава кабмина Белоруссии Андрей Кобяков на встрече руководителей правительств стран «ЕврАзЭС» в Бишкеке сделал ряд жестких заявлений. По его словам, нефтегазовый спор Москвы и Минска мешает развитию рынка «ЕврАзЭС». Он выразил недоумение по поводу резкого роста разницы в ценах на газ в России и Белоруссии. «Почему после создания «ЕврАзЭС» вместо значительного сокращения эта разница стала почти в три раза выше»? — возмутился белорусский премьер.
Кобяков также признал, что Москва и Минск так и не смогли договориться по транзиту товаров третьих стран, против которых Россия ввела контрсанкции. Дмитрий Медведев назвал шантажом увязку евразийской интеграции с двусторонними проблемами. Он также напомнил, по какой цене покупают российский газ другие страны:
Дмитрий Медведев председатель Правительства РФ «Давайте, коллеги, прямо, без обиняков. Если бы некоторые страны, присутствующие здесь, не входили в состав нашего союза, или, представим себе, вышли из него, они покупали бы сейчас газ по европейским ценам — порядка 200 долларов за тысячу кубометров. Вот и все. И не нужно ничего доказывать, упражняться в подсчетах. Все было бы существенно, гораздо дороже. Об этом нужно помнить, когда принимаются решения, которые блокируют или тормозят нашу интеграцию. В конце концов, здесь насильно никто никого не держит».
Взаимные претензии двух премьер-министров прокомментировали в Кремле.
Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Президент Путин традиционно относит к одному из главных приоритетов тему развития «ЕврАзЭС». Он придает огромное значение участию России в «ЕврАзЭС», и в целом — перспективам развития этого интеграционного объединения. Что касается так называемого газового спора, у России здесь весьма последовательная позиция и, скажем так, на рабочем уровне она достаточно также последовательно доводится до наших белорусских коллег. Я хочу вам напомнить заявление, которое президент Путин делал на недавней пресс-конференции в Бишкеке. Это было, если я не ошибаюсь на прошлой неделе. Он говорил о том, что отношения с Белоруссией чрезвычайно важны для нас. Мы очень дорожим этими отношениями. И лучшим подтверждением этого является объем прямой и косвенной помощи, которую оказывает Российская Федерация нашей братской Белоруссии».
Претензии Медведева к Минску вполне обоснованы, считает белорусский политолог Николай Сергеев.
Николай Сергеев политолог «В данной ситуации позиция Медведева совершенно понятна. Действительно, последние шаги, которые делало белорусское руководство, зачастую противоречат союзническим отношениям. Здесь, скажем так, какой-то местный эгоизм ставят во главу угла, по сравнению с союзными обязательствами. В любом союзном объединении касается это «ЕврАзЭС» или каких-то других международных объединений, общий интерес всегда ставится выше, даже если в данный момент не нравится какое-то решение. К сожалению, в Белоруссии у руководства такого приоритета общих интересов над частными, в данный момент не существует. И это заявление свидетельствует: необходимо отказаться от сиюминутных, местных корыстных интересов. Этот процесс, можно назвать воспитательным, он должен продолжаться до тех пор, пока, в конце концов, все партнеры Евразийского экономического союза не поймут, что это объединение создано для общей пользы и нельзя исходить из того, что в данный момент я извлеку местную пользу в ущерб общим интересам. Если следовать этому, то Евразийский экономический союз просто не сможет в дальнейшем развиваться».
В конце января вице-премьер России Аркадий Дворкович заявлял, что общий объем задолженности Белоруссии перед Москвой за поставки газа превысил 0,5 млрд долларов. По словам чиновника, переговоры по этой проблеме ведутся, но прогресса нет. Встреча на высшем политическом уровне, которая могла бы, по идее, снять противоречия — что не раз бывало в прошлом — все никак не состоится. Как дальше будут развиваться отношения Москвы и Минска?
Дмитрий Болкунец эксперт Высшей школы экономики по Белоруссии «Мы видели информационный вброс где-то в конце января — начале февраля о том, что если Минск изъявит желание покинуть Евразийский союз и ОДКБ, Москва особо не будет печалиться. Минск очень жестко это опровергнул, сообщил, что он является сторонником интеграции и так далее. То есть мы видим, что Минск, с одной стороны, готов участвовать дальше в интеграционных процессах, с другой стороны, мы видим, что по большому счету эти процессы стороны понимают по-разному. Один из примеров. В рамках Евразийского экономического союза заложен принцип свободы перемещения товаров. Что мы видим на самом деле? Белорусские товары на российские товары. Как мы видим российские товары или казахские товары, попадающие на белорусский рынок. Когда действует в Белоруссии правило — 90% товаров на прилавках должны быть белорусского производства. Соответственно, это уже ограничение конкуренции. Еще один немаловажный аспект. Лукашенко проигнорировал саммит в декабре и отказался встречаться с Путиным в феврале, когда Москва его приглашала на переговоры. Он заявил о том, что ему не о чем разговаривать с российским коллегой. И сегодня же в Минске посреди недели очень такие бурления происходят. В номенклатуре я уже наблюдаю эти вещи. На самом деле, в среде, ближайшего окружения белорусского руководителя уже звучат вопросы: зачем нужен глава государства, который не может договариваться с ключевым союзником?»
Москва настаивает на полной оплате долга за поставленный в Белоруссию газ, Минск не согласен и считает цену несправедливой. Спор длится уже больше года.
Белорусский президент также утверждает, что Москва не исполняет свои обязательства по поставкам нефти в Белоруссию. Как заявлял в феврале Александр Лукашенко, «спор шел только по газу, а они стали резать нефть». «Мы обратились, конечно, в суд», — подчеркнул белорусский президент. Он назвал ненормальной ситуацию, когда «две самые близкие республики, самые родные люди начинают репу драть». Кроме того, в Минске считают несправедливыми претензии к качеству белорусских продуктов, которые возникли у Россельхознадзора.