16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.66 / ₽ 7971
  • RTS1128.80
27 марта 2017, 10:58 Политика

Навальный «достучался» до молодежи и другие особенности «Марша против коррупции». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Оппозиция раскрылась, а правоохранители показали готовность к ответным действиям, отмечает политолог по итогам протестых акций, собравших десятки тысяч человек по всей России

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В воскресенье, 26 марта, в десятках городов России прошли акции протеста против коррупции, организованные оппозиционером Алексеем Навальным и его сторонниками. В Москве на улицы вышли 8 тысяч человек — это по официальным данным, организаторы заявили о 20 тысячах. В Санкт-Петербурге, соответственно, от 1,5 тысячи до 10 тысяч. Алексея Навального задержали на 15-й минуте несогласованной акции в столице, после чего демонстранты были предоставлены сами себе. Какова будет дальнейшая реакция властей на действия человека, который уже имеет два условных уголовных срока? Ситуацию комментирует Георгий Бовт.

Можно выделить несколько особенностей воскресной акции «Марш против коррупции». Первое: в роли протестующих выступило относительно много молодежи, которая обычно считается аполитичной. Это, скорее, аудитория «ВКонтакте», чем Facebook. Навальный, имея ограниченный авторитет в оппозиционной либеральной тусовки, все же, значит, сумел достучаться до части молодежной аудитории своими простыми до прямолинейности однотипными антикоррупционными лозунгами. Вопрос о том, что дальше и как, пока открыт и, возможно, для Навального в текущем моменте вообще неинтересен. Условно этих молодых людей можно назвать непоротым поколением. Обличающий премьера Дмитрия Медведева фильм оказал на них достаточное мобилизационные влияние, чтобы откликнуться на призыв оппозиционера. В то же время для многих это было лишь поводом «потусоваться» на полукарнавальном мероприятии. Это все же не выход на баррикады, под водометы, резиновые пули и гранаты со слезоточивым газом. И это очень далеко до масштабов, скажем, недавних протестов против коррупции в Румынии, когда на улицы действительно вышли десятки тысяч людей.

Второе. Правоохранители полностью контролировали ситуацию, действовали одновременно и решительно, и аккуратно, задержав для острастки наиболее активных, по их мнению. Если сторонники Навального рассматривали это мероприятие как «разведку боем», действуя вопреки запретам властей и сознательно идя на «жертвы» в виде арестов, то правоохранители грамотно отработали ее как учения в соответствии с теми полномочиями и снаряжением, которые они получили в последние годы. В ходе «разведки боем» оппозиция раскрылась, а правоохранители показали готовность к ответным действиям, и эти действия еще не закончились. Власти увидели потенциал оппозиционеров и могут теперь объективно оценить исходящую от них угрозу. В том числе с точки зрения организационных возможностей и способности выстраивать последовательную стратегию.

Третье. То, что акции были направлены против премьера Медведева, сохраняет то относительно подвешенное состояние, в котором находится эта политическая фигура на протяжении более двух недель после обнародования фильма Навального. За все это время относительно Медведева не было сделано сверху никаких ободряющих намеков, которые могли бы быть восприняты правящим классом как знак его моральной поддержки и сигнал о том, что он еще долго поработает на своем месте. Теперь же то обстоятельство, что, к примеру, несогласованной акции в Москве все же дали продлиться более 3 часов, несмотря на массовые задержания, может быть воспринято определенной частью правящего класса как продолжение интриги против премьера, закрывающей ему уж точно, даже теоретически, путь опять в президенты.

Четвертое. Нынешняя ситуация станет первым серьезным испытанием для куратора внутренней политики в кремлевской администрации Сергея Кириенко. Каковы будут его ответные ходы? Да и не только его. Будут ли в Думе инициированы новые законы по «закручиванию гаек», в частности, в Интернете, против всевозможных мессенджеров, способных стать координирующими средствами при организации акций протеста? Сколь решительны будут действия против структур Навального? Будет ли сам он, находящийся под двумя уголовными наказаниями, одернут на сей раз более жестко, чем просто в виде штрафа или ареста на 15 суток? Возможно, что решительное «закручивание гаек» будет сочтено пока нецелесообразным, если власти воспримут данное воскресное весеннее мероприятие как эпизод, не имеющий внятного продолжения, как некое «гигиеническое» выпускание пара, уж точно не угрожающее авторитету действующего президента. В конце концов, протестующие выходили не против него, а против премьера, которому президент, возможно, действительно обещал, что тот сохранит пост до 2018 года. Но это обещание вряд ли распространялось на обстоятельства, при которых премьер сам подаст в отставку. Скажем, под давлением так называемого общественного мнения.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию