16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.11 / ₽ 8151
  • RTS1171.06
6 апреля 2017, 11:24 Политика

Скорбеть можно, или как согласовать митинг за один день. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Первые призывы прийти на траурные и антитеррористические мероприятия в память о погибших в метро Петербурга прозвучали из самых разных источников

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В десятках российских городов с 6 по 8 апреля запланированы митинги и траурные акции «Вместе против террора» в знак солидарности и скорби по жертвам теракта в метро Санкт-Петербурга. В Москве траурная акция начнется в 17:00 на Манежной площади. О стремительном развитии событий по организации — в комментарии Георгия Бовта.

Идея провести траурные мероприятия в знак сплочения нации перед лицом террора, видимо, возникла спонтанно, и за образец в уме держали, скорее всего, акции, которые проходили в Европе в связи с такими же и даже более масштабными трагическими событиями. Тогда вид французского президента Франсуа Олланда, идущего рука об руку с другими политиками, в том числе зарубежными, во главе многотысячной толпы французов, вызывал саркастические замечания у некоторых российских официозных комментаторов: мол, этим джихадистов не испугать, а Европа показывает свою гнилость и слабость. Оказывается, это не так. В проявлении солидарности и сплочения нации есть смысл. Хорошо, что это поняли. В конце концов, государство держится не только на силовиках, чья «служба и опасна, и трудна, а порой она и вовсе не видна», но и на гражданском обществе.

Первые призывы к митингам памяти раздались из самых разных источников. В этом чувствовалась некая нескоординированность, что в данном случае даже хорошо. К примеру, места, куда поначалу предложили прийти людям спикер Заксобрания и губернатор Петербурга, оказались разными. В Москве с призывами выступили ряд медийных лиц и организаций. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, упреждая критику со стороны вечно непримиримой оппозиции, подчеркнул, что Кремль организацией этих акций не занимается и разнарядки их проводить регионам не было. В то же время, по его словам, «наблюдается консолидация общества на основе антитеррористической тематики».

Полно скептиков, которые Пескову не поверят ни на грош. Эти алармисты уже забили в барабаны: сейчас нагонят бюджетников проявлять солидарность, а другой рукой станут закручивать гайки. Хотя если посмотреть на вещи более объективно, то найдется немало людей, которые действительно готовы совершенно искренне прийти на траурные мероприятия, причем именно на основе антитеррористической тематики, как делают это, массово участвуя в военно-патриотической акции «Бессмертный полк». Если уж честно, организация любой массовой акции в России обложена таким количеством «красных флажков», что у многих напрочь отбила охоту в них участвовать, а от тех, что действительно проводятся по разнарядке, за версту пахнет фальшью, поэтому многие, даже если разделяют провозглашаемые там лозунги, не хотят к ним присоединяться.

Без организационного участия властей проведение таких мероприятий, в том числе траурных, сегодня многими видится, мягко говоря, затруднительным, так что надо понемножку снова к ним приучать и тем самым легитимировать массовые акции как таковые. Ведь относительно митингов по разнарядке вроде бы уже понятно, что поскольку значительную часть общества они своей фальшивостью раздражают, то продолжать в том же духе — значит, в конце концов, полностью отдать улицу под «искренние акции» исключительно оппозиции, а потом еще больше раздражать людей, говоря, что все это проплачено Госдепом США.

Теперь можно отдать больше инициативы тем общественникам, которые смогут вывести людей на площадь не под лозунгами «против» и «долой», а «за» и «мы вместе», в чем можно усмотреть некую новую политическую стилистику, отказ от наиболее одиозных, кондовых и устаревших методов работы в пользу более гибких и современных. Однако рано или поздно она упрется в законодательство о порядке проведения массовых мероприятий, которое в существующем виде местами выглядит слишком жестким. И хотя сейчас организаторы уверяют, что траурный формат не требует согласования минимум за три, а максимум за десять дней, на деле все понимают: если бы власти не участвовали в организации данной акции, да еще в самом центре города, то ее участников запросто могли бы разогнать и увезти в автозаках.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию