16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.04 / ₽ 8145
  • RTS1171.06
17 апреля 2017, 13:57 Политика

Эрдоган до 2029 года и «неограниченная власть». Последствия радикальных изменений в Турции

Лента новостей

Президент объявил о победе на референдуме: переход от парламентской системы правления к президентской поддержали чуть больше половины проголосовавших. Как на это отреагировало международное сообщество, и какими будут дальнейшие шаги Эрдогана?

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время пресс-конференции в Стамбуле.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время пресс-конференции в Стамбуле. Фото: Murad Sezer/Reuters

Турция станет президентской республикой. Реджеп Тайип Эрдоган победил на референдуме с небольшим перевесом. По предварительным результатам, чуть более 51% граждан Турции поддержали радикальное расширение полномочий главы государства.

После внесения изменений в конституцию президент Турции сможет издавать указы, объявлять чрезвычайное положение, назначать министров и распускать парламент. Кроме того, Эрдоган сможет избираться еще на два срока, что продлевает его потенциальное правление до 2029 года.

Большинство жителей крупных городов, таких как Стамбул и Анкара, проголосовали против реформы, правда, тоже с небольшим перевесом. Турецкая оппозиция уже обвинила власти в подтасовках: оппоненты Эрдогана потребовали пересчета 60% бюллетеней. Чего ждать от новой президентской Турции, если оппозиции не удастся пересмотреть результаты голосования?

Саид Гафуров востоковед «Здесь очень важно понимать, что бы приобретал президент Эрдоган, который инициировал этот референдум, и что бы он терял. Приобретал он практически ничего, потому что он имел хорошее большинство в парламенте. А раз так, то возникает вопрос: что-то тут не так. Мой ответ, вероятно, состоит в том, что Эрдоган сейчас займется чисткой своей партии. Он провел чистку в вооруженных силах, в государственном аппарате, в судейском аппарате, он везде, в принципе, сумел избавляться от оппозиции, а сейчас референдум даст ему возможность именно провести чистку, что совершенно необходимо. Действительно, против Эрдогана выступали во всех слоях общества, гюленовцы — сторонники Фетхуллаха Гюлена, исламистского противника Эрдогана — были во всех слоях общества. Сейчас, получив этот президентский режим, он сможет заняться своими оппонентами и внутри правящей партии. Я думаю, что это будет первое и самое важное последствие этого референдума. Меня удивило такое маленькое большинство на голосовании. Я думал, что он получит процентов 60-70, а он получил чуть более 50%. Это значит, что политически активное общество раскололось примерно пополам, причем известно, что за Эрдогана голосуют люди более политически индифферентные, чем те, кто голосовал против на этом референдуме. Эрдоган будет идти очень осторожно, и для него будет важным не формальный показатель, а содержательный. Еще раз я подчеркиваю, что сейчас для него приоритетной целью будет чистка в его собственной партии».

В международной прессе тема референдума занимает первые полосы, однако заметки выдержаны в нейтральном тоне. Издания пишут о минимальном перевесе в пользу сторонников Эрдогана, приводят опасения оппозиции на тему подтасовок и отмечают, что многое будет зависеть от имплементации властями тех реформ, которые поддержали избиратели. Ряд колумнистов ведущих изданий выражают беспокойство по поводу дальнейшего курса государства. Например, заголовок колонки на CNN гласит: «Сегодня демократия в Турции умерла».

Москва результаты референдума пока не прокомментировала, со стороны Запада оваций и поздравлений тоже не слышно. Из мировых лидеров Эрдогана пока поздравил едва ли не только Александр Лукашенко. С чем это связано, и как может измениться геополитический курс Турции?

Владимир СотниковВладимир Сотников ведущий научный сотрудник института востоковедения РАН «Можно ждать, наверное, ужесточения курса вообще по всем направлениям. Когда Эрдоган будет иметь неограниченную власть, я думаю, прежде всего это коснется острейшего сирийского кризиса, потому что Эрдоган никоим образом не свернет с того пути, который он занял в отношении Асада. Я думаю, будет увеличение вмешательства Турции в сирийский гражданский конфликт. Возможно, будут некоторые осложнения в отношениях с Россией. Ужесточение будет и в отношениях с той же самой Европой. Эрдоган и так показал, что он иногда непредсказуемый политик, иногда фактически непримиримый, а здесь он может занять крайне жесткую позицию, и европейцам придется с этим мириться. Эрдоган сказал: не хотите принимать нас в ЕС, и не надо, мы не особенно стремимся. И он эту позицию будет сохранять и еще более ужесточать. Если он почувствует, что ЕС колеблется, скажем, обвинит его в нарушении прав человека или еще каких-то нарушениях, тогда Эрдоган будет жестко настаивать на том, что Турция в ЕС не пойдет. Международное сообщество ждет, так же как Москва и страны Запада, официальных результатов этого референдума. Тогда будут сделаны какие-то сначала осторожные заявления о том, что и Запад, и Москва готовы сотрудничать дальше с Эрдоганом в его новом качестве».

После референдума Эрдоган обратился к народу, заявив, что власти страны срочно начнут рассматривать вопрос о необходимости введения смертной казни. Reuters отмечает, что это означает сворачивание переговоров о членстве Турции в Евросоюзе, которые страна проводит с начала 2000-х годов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию