16+
Пятница, 28 апреля 2017
  • BRENT $ 51.64 / ₽ 2940
  • RTS1114.43
21 апреля 2017, 04:04 Стиль жизниКультура

Михаил Швыдкой: «Шедевры не рождаются по решениям, принятым в чиновничьих кабинетах»

Лента новостей

Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству прокомментировал идею Минкульта не выделять деньги для лидеров производства, если прогнозируемы кассовые сборы не превышают отметку в 250 млн

Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

Министерство культуры предложило не выделять деньги лидерам кинопроизводства, если прогнозируемые кассовые сборы проекта не превышают 250 млн рублей. Как сообщила пресс-служба Минкульта, те компании, которым государство выделяет деньги на безвозвратной основе, должны за каждые сто рублей госсредств привести в кино одного зрителя. Проект соглашения уже направлен в Фонд кино, срок подписания соглашения и последующее перечисление денег Фонду зависит сейчас только от него. Ситуацию комментирует спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Идея министра культуры России Владимира Мединского поддерживать через Фонд кино только те фильмы, которые соберут в прокате не менее миллиона зрителей, кажется мне вполне справедливой. Еще задолго до открытий братьев Люмьер великий Гёте заметил: если писатель не думает о том, что его книга должна быть интересна как минимум миллиону читателей, то ему нечего садиться за письменный стол. А выдающийся французский режиссер Шарль Дюллен уже в ХХ веке вызвал раздражение высоколобых критиков фразой, которая мне много лет тому назад пришлась по душе: «Я знаю только один закон театра — это успех».

Разумеется, настоящий художник стремится рассказать миру о своих болях и сомнениях, о том, что его мучает и волнует, но великие потому и называются таковыми, что их сомнения, боли и радости, воплощенные в художественные творения, отзываются в сердцах миллионов людей. Другой вопрос, что такие произведения не появляются сами по себе — в пустом пространстве. Это только великому вождю и учителю народов — товарищу Сталину — казалось, что советская индустрия должна создавать только шедевры. Поэтому во второй половине 40-х годов прошлого века была резко сокращено кинопроизводство: от создателей тех немногих фильмов, которые финансировало советское государство, требовали художественного совершенства и верности идеям коммунистической партии. Их зрительский успех был обеспечен тем, что они были в дефиците, как и многие другие товары первой — и уж тем более второй — необходимости в послевоенное время. Но шедевры не рождаются по решениям, принятым в чиновничьих кабинетах.

Есть объективные законы бытования художественной культуры: для создания хоты бы одного выдающегося произведения искусства нужна среда, нужно немалое количество произведений плохих, средних и просто хороших. По-другому никак не получается. В искусстве, как и в науке, открытия совершаются при напряженной работе большого (вернее было бы сказать — огромного) числа не только мастеров, но и подмастерьев, которые догадываются, что отрицательный результат порой так же необходим в познании мира, как и результат положительный. Киноиндустрия США в лучшие годы производила до 400 игровых фильмов в год — количество шедевров неизбежно на порядки меньше. А в ином году приходится довольствоваться просто крепкими профессиональными лентами.

При том, что российская кинопромышленность производит в год меньше сотни названий (в 2015 году в прокат вышел 91 игровой фильм), трудно ждать чудес. И если они появляются, это знак того, что жизнь богаче любых идей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Актуальные темы: