16+
Среда, 16 августа 2017
  • BRENT $ 50.82 / ₽ 3025
  • RTS1029.76
26 апреля 2017, 14:30 Технологии

Новый авианосец КНР — «китайская версия» советского «Варяга»

Лента новостей

Это судно стало вторым в числе авианесущих кораблей на вооружении армии страны. Какую конкуренцию оно может составить авианосцам России и других стран?

Первый в Китае самоходный авианосец спущен на воду в провинции Далянь.
Первый в Китае самоходный авианосец спущен на воду в провинции Далянь. Фото: Reuters

Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. КНР обогнала Россию по числу авианесущих боевых кораблей: теперь у Народно-освободительной армии два таких судна. Новый авианосец, у которого пока нет названия, поступит на вооружение только через два-три года. Пока он будет проходить дооснащение и испытания в открытом море.

Корабль принадлежит к классу Type-001A, построенному на основе советских авианосцев класса «Кузнецов». В Советском Союзе было создано два судна такого типа: один из них, «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», до сих пор несет службу в российской армии, другой после распада СССР был продан Китаю Украиной в недостроенном состоянии. Пекин завершил оснащение корабля, и к 2012 году авианосец «Ляонин» (ранее «Варяг» и «Рига») поступил на вооружение китайского флота.

Новый авианесущий боевой корабль КНР также был построен на основе советских технологий, правда, со значительными дополнениями, рассказывает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Андрей Фролов: Это китайская версия корабля «Варяг» советской постройки, который был продан недостроенным Украиной, это его локализованная версия, если так можно выразиться. Он немножко переработан даже по своему внешнему виду, и, я думаю, внутри перекомпонован. Наверное, в каком-то смысле они сопоставимы, но с учетом того, что это новый корабль, который переделывался, то его возможности, на мой взгляд, несколько выше, чем у его предшественников. Сравнивать с американским, наверное, бессмысленно, потому что, во-первых, у них значительно больше водоизмещение, плюс они атомные, у них намного более многочисленное авиационное крыло, но в ряду неатомных авианосцев он смотрится довольно достойно.
А с нашим «Кузнецовым»?
Андрей Фролов: К сожалению, наш «Кузнецов» слабоват. Корабль уже не новый, ему требуется ремонт, плюс у него довольно своеобразная система вооружения: с одной стороны, самолеты, с другой стороны, крылатые и противокорабельные ракеты. В этой связи наверное, «Кузнецов» и новому китайскому, и, пожалуй, старому уступает. «Кузнецов» может, условно говоря, выиграть, за счет того, что все-таки у России намного больше опыта боевого применения авианосцев, чего нет у китайцев.
Насколько большую роль играет число авианосцев?
Андрей Фролов: Оно играет роль, с одной стороны, имиджевую, а с другой стороны, когда у тебя есть несколько кораблей, ты можешь постоянно в составе флота иметь авианосец. Например, французы сейчас на полтора года отправили свой корабль на ремонт и остались без авианосцев.

Кроме «Варяга» Китай уже в 1990-х приобрел еще два советских авианосца: Россия продала китайским покупателям выведенные из состава вооруженных сил корабли «Минск» и «Киев». Пекин не стал восстанавливать судна для военных целей: вместо этого авианосцы стали плавучими музеями для китайских туристов. Сейчас ни один из них не функционирует: «Минск» в прошлом году был отправлен на реставрацию, а «Киев» еще пять лет назад переоборудовали под элитный отель.

Рекомендуем:

  • Фотоистории