16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
1 мая 2017, 14:00 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Судьба Асада в руках Путина?

Лента новостей

На следующей неделе Владимир Путин встретится в Сочи с турецким лидером Эрдоганом. Стороны не обойдут стороной тему Сирии, а именно режима Асада, кресло которого особенно сильно закачалось после химической атаки в апреле

Президент Сирии Башар Асад.
Президент Сирии Башар Асад. Фото: SANA/Reuters

Решат ли Путин и Эрдоган судьбу Башара Асада? Приезд в Сочи на следующей неделе турецкого президента может оказаться богатым на сюрпризы. Да и сам Эрдоган намекал уже, что он их ждет. При этом главной темой его переговоров с Владимиром Путиным заявлена Сирия. Что может быть решено в Сочи? Эрдоган всегда выступал за то, что Асад должен уйти, тогда как Россия, каждый раз уточняя, что она нынешний режим в Дамаске не расценивает как безальтернативный, фактически говорила, что он должен остаться. Может ли измениться эта позиция, как и почему?

В том, что касается химической атаки на Хан-Шейхун 4 апреля 2017 года, в ходе которой погибло около ста и пострадало более пяти сотен человек, позиция России всегда была неизменной — «мы готовы признать любые выводы, но только, если они будут основаны на реальных доказательствах». И вот, доказательства того, что за атакой все же мог стоять режим в Дамаске, постепенно появляются. В среду, 26 апреля, министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро заявил, что при атаке был использован газ зарин, изготовленный на сирийских государственных лабораториях, и ответственность режима Асада не оставляет «никаких сомнений». Он сослался на данные французской разведки, которая провела соответствующие химические анализы. При этом то, что химическая атака была проведена режимом Башара аль-Асада, на первый взгляд выглядит абсолютно неправдоподобным — если подходить к этому с классическим вопросом — кому выгодно. Но на этот же вопрос можно взглянуть под несколько иным углом.

Ильгар Велизаде руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» «Ситуация очень запутанная. Нельзя однозначно говорить о том, кто был заинтересован в этой атаке. Интересантами могут выступать все: как оппозиция, так и сам Асад и его сторонники. В переговорном процессе вокруг Сирии основными переговорщиками выступают США, Россия, Турция и Иран. Асаду отводится роль второго плана. Многие лидеры государств говорили о том, что Россию пытаются подставить, понимая, какие отношения между Москвой и Дамаском существуют. Пытаются на этом сыграть. Это нечестная игра».

Член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко продолжает недоумевать, зачем Асаду могла понадобиться химическая атака, фактически провокация. Разве что он не так уж и контролирует свое окружение. Равно как непонятно, что может прийти на смену нынешнему режиму в Дамаске.

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко член научного совета московского Центра Карнеги «Вы говорите: кто после Башара? А может быть не кто, а что? Не какая-то конкретная фигура, у которой, наверняка, не будет большой харизмы. Сейчас в Сирии определяет ситуацию тот, кто имеет оружие. Поэтому будет какой-то промежуточный конгломерат, который перецапается мгновенно и не сможет выполнить свою миссию. Есть еще одно обстоятельство, о котором мало говорят. Поскольку общество устало от этого бардака, есть какие-то регионы на уровне нескольких деревень, которые не контролирует местная власть, которые вообще никому не подчиняются».

Стоит заметить, что, помимо России и Турции, очень плотно в сирийском конфликте завязана и третья сторона, со своими интересами — это Иран. Даже если Эрдоган с Путиным на следующей неделе удивят мир неожиданными заявлениями по Сирии или хотя и анонсированной, но все равно кажущейся сейчас совершенно невероятной договоренностью о поставке Турции ЗРК С-400, Исламская республика вряд ли допустит, чтобы вопрос о конфигурации власти в Дамаске решался без ее участия.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию