16+
Суббота, 20 января 2018
  • BRENT $ 68.65 / ₽ 3894
  • RTS1270.92
8 ноября 2009, 11:52 Макроэкономика

Как японцы исподтишка овладели миром

Лента новостей

Panasonic, Sharp и Sony давно подвинулись под натиском конкурентов из Китая, Южной Кореи и Тайваня. Однако небольшие и менее известные японские фирмы продолжают доминировать в нишах, от которых зависят глобальные технологии

Японские компании обслуживают более 70% мирового рынка, по меньшей мере, в 30 технологических секторах. Фото: РИА Новости
Японские компании обслуживают более 70% мирового рынка, по меньшей мере, в 30 технологических секторах. Фото: РИА Новости

Около сорока ядерных реакторов, строящихся сейчас по всему миру, спроектированы шестью компаниями из США, Китая, Франции, Японии и России. Однако все эти проекты зависят от одной японской компании — чтобы получить прочный реактор для радиоактивных веществ, все подрядчики должны обратиться в Japan Steel Works. Лишь она владеет технологией производства критически важной части за 150 млн долларов из цельного 600-тонного слитка, выяснил журнал The Economist.

Немногие компании находятся в таком же привилегированном положении. Однако Japan Steel Works — лишь один из наиболее наглядных примеров. В Японии работает множество небольших фирм, которые доминируют на своих специализированных рынках. Некоторые из них занимаются обычным промышленным производством: Shimano зарабатывает около 1,5 млрд долларов в год на поставках запчастей для велосипедов, YKK делает почти половину всех застежек-молний в мире. Но есть целые «темные углы» в электронике, машиностроении и материаловедении, где безраздельно правят японские компании. Технологии, в основном незаметные для потребителя, обеспечивают им значительные доли рынка.

Например, почти 75% всех дисководов для жесткого диска делает японская компания Nidec, 90% микродвигателей для регулировки зеркала заднего вида в каждом автомобиле сделаны Mabuchi.В некоторых случаях конкурентами японских монополистов являются сами японцы, особенно когда по антимонопольным требованиям необходимы два поставщика.

Японские секреты мирового господства

В Японии для таких фирм есть специальное название — chuken kigyo, означающее мощную компанию средних размеров. Неважно, что на упаковке будет написано Apple, Nokia или Samsung — внутри японская продукция. По официальным данным Apple, компания зависит от поставщиков жизненно важных компонентов из Японии, так как поставщики их других стран не могут обеспечить такое высокое качество.

Японские компании обслуживают более 70% мирового рынка по меньшей мере в 30 технологических секторах, согласно данным Министерства экономики, торговли и промышленности. Технологическая мощь Японии служит напоминаем о тех временах, когда страна пыталась преодолеть почти двадцатилетний экономический застой и была на грани того, чтобы уступить место второй крупнейшей мировой экономики Китаю.

Производители электроники во всем мире обращаются к японским производителям за компонентами из-за их высокого качества и надежности, говорит Т. В. Канг, корейский эксперт, бывший член совета директоров NEC Electronics: «Никто не захочет проблем с приборной панелью автомобиля из-за малейшей детали, которая не стоит и нескольких пенсов».

Когда руководителей японских фирм спрашивают о причинах их успеха в своей нише, они неизменно говорят о высоком уровне своих клиентов — возможно, это просто заученные слова или обычная скромность, полагает журнал. Конечно, хорошие клиенты задают высокие стандарты, заставляя поставщика поднимать планку. Но есть и нечто другое. По словам Сусуму Кохаямы, главы компании Covalent, все компоненты, детали и материалы, в которых японцы добились успеха, сделаны с максимальным учетом требований клиента.

Щедрое наследство негласного знания

Технологические знания в японских компаниях являются негласными. Они не могут быть зафиксированы письменно или в патентной заявке. Они, скорее, накапливаются сотрудниками в течение многих лет. Это создает препятствия для конкурентов. Кроме того, этот факт объясняет, почему многие фирмы пытаются сохранить пожизненно своих рабочих, специализирующихся в секторах высоких технологий. Убеждение, что сила компании заключается в коллективном разуме сотрудников — а не в цене акции — также помогает понять, почему японские компании презирают сделки по слиянию и поглощению.

Все это впечатляет, однако не гарантирует, что в будущем японские компании сохранят свое господство. Они завоевали рынки, частично адаптируя и улучшая иностранные (в основном, США) технологии. Японцы выстроили тесные отношения с клиентами, получив глубокое представление об их потребностях. Вопрос в том, смогут ли сейчас Китай, Южная Корея и Тайвань сделать с Японией то, что японцы когда-то сделали с рынком США.

«Мы знаем, что корейские и тайваньские фирмы могут наверстать упущенное. Кроме того, и в самой Японии очень много конкурентов», — говорит глава исследовательского департамента Shin-Etsu Хироаки Окамото. «Честно говоря, эти изменения уже начались, — констатирует представитель южнокроейской Taiyo Yuden. — Мы видим, что другие уже идут по нашим следам».

Рекомендуем:

  • Фотоистории