Экс-главу ФСИН Реймера попросили посадить на девять лет
Лента новостей
В Замоскворецком суде столицы вступил в завершающую стадию процесс по громкому делу о хищениях 2,7 млрд рублей в ходе поставок для ФСИН электронных браслетов. Для бывшего главы пенитенциарной системы прокуратура затребовала девять лет колонии со штрафом в 1 млн рублей
К девяти годам лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей потребовал приговорить прокурор бывшего директора ФСИН генерал-полковника Александра Реймера. В ходе прений сторон в Замоскворецком суде Москвы представитель гособвинения заявила, что считает доказанной вину подсудимого в мошенничестве на сумму 2,7 млрд рублей при заключении контрактов на производство и закупку электронных браслетов. Для двух представших перед судом предполагаемых подельников фигуранта Николая Криволапова и Виктора Определенова прокурор запросила шесть и семь лет колонии соответственно.
Речь гособвинителя в прениях сторон заняла почти пять часов. Обращаясь к суду, она заявила, что, несмотря на непризнание фигурантами вины, она подтверждается собранными по делу доказательствами: результатами экспертиз, показаниями свидетелей и материалами уголовного дела.
Пока прокурор монотонно зачитывала обвинение и перечисляла доказательства, Александр Реймер и бывший руководитель «Центра информационно-технического обеспечения и связи» ФСИН России (ФГУП ЦИТОС) Виктор Определенов откровенно скучали, сидя в клетке. При этом главный фигурант громкого дела выглядел заметно похудевшим, нежели в августе прошлого года, когда стартовал судебный процесс.
Третий подсудимый — заместитель директора ФСИН по тылу, генерал-майор Николай Криволапов в это время внимательно слушал речь прокурора в зале за столом рядом с адвокатами. Находящийся под домашним арестом в связи с серьезным заболеванием почек, фигурант постоянно что-то записывал, сверяя слова прокурора с документами. В это время пятеро пожилых женщин из числа родственниц подсудимых шепотом читали молитвы, периодически вставляя, что сказанное прокурором — «вранье».
ОПГ Александра Реймера
По версии обвинения, не позднее июня 2010 года тогдашний директор ФСИН Александр Реймер создал организованную преступную группу. В нее вошли Николай Криволапов и Виктор Определенов, а также директор Научно-производственной фирмы «Мета» (НПФ «Мета»), изобретатель алкотестера Николай Мартынов. Последний признал вину, получив в июне 2016 года три года и восемь месяцев лишения свободы. Его дело суд рассмотрел в особом порядке. Как утверждает следствие, генерал-полковник внутренней службы Реймер решил «заработать» на внедрении в систему ФСИН системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), как правильно называются «электронные браслеты». Реймер не только являлся директором ФСИН, на него была возложена функция главного распорядителя денежных средств, выделяемых на пенитенциарную систему из госбюджета и размещение госзаказов. Зная сложившуюся практику в данной сфере, оптовых поставщиков, он, злоупотребляя своим положением, вопреки интересам службы, вступил в неслужебные отношения с гендиректором НПФ «Мета» Мартыновым. Показания последнего во многом легли в основу обвинения Александра Реймера. Директор ФСИН без конкурса заключил с ФГУП ЦИТОС ряд госконтрактов на поставку электронных изделий. При этом предприятие не имело собственных производственных мощностей, поэтому к выполнению работ привлекли принадлежащее Николаю Мартынову и расположенное в городе Жигулевск Самарской области ООО НПФ «Мета», а также субподрядную организацию ООО «Эко тест». Эти компании стали единственными поставщиками для системы ФСИН. Следствие установило, что фирмы в 2010-2012 годах поставляли продукцию — электронные блоки, платы и устройства активации электронных браслетов — по явно завышенным ценам. Так, по данным Следственного комитета России, стационарное контрольное устройство стоимостью 19 тысяч рублей закупалось за 108 тысяч рублей, а мобильное, вместо тех же 19 тысяч рублей, — по цене 128 тысяч рублей. СКР оценил ущерб бюджету от действий фигурантов в сумму не менее 2 млрд 759 млн рублей.
Лишняя статья
Николай Мартынов признался, что получил от Виктора Определенова и передал Александру Реймеру в служебном кабинете последнего на Житной улице «откат» в сумме не менее 140 млн рублей. Это было 10% от сумм, перечисленных самарским филиалом ФГУП ЦИТОС на счета подконтрольных Мартынову коммерческих фирм ООО НПП «Мета» и ООО «Эко тест» в счет оплаты по заключенным с ними контрактам на изготовление и поставку электронных браслетов.
Прокурор просила признать всех подсудимых виновными в «мошенничестве в особо крупном размере в составе организованной группы» (ч.4 ст. 159 УК). Александру Реймеру также вменялось «злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия» (ч.3 ст. 285 УК РФ). Однако прокурор сочла данную статью излишне вмененной и просила суд исключить ее из обвинения. Для Александра Реймера она запросила самый большой срок — девять лет лишения свободы со штрафом в 1 млн рублей. Криволапова и Определенова она предложила осудить на шесть и семь лет заключения соответственно без штрафа. В рамках уголовного дела ФСИН предъявила к подсудимым иск о взыскании с них суммы причиненного ущерба на сумму 2,7 млн рублей. Однако суд не стал рассматривать его, признав за тюремным ведомством право заявить его в порядке гражданского судопроизводства.
После небольшого перерыва в прениях сторон начали выступать адвокаты. Они заявили, что собираются настаивать на вынесении подсудимым оправдательного приговора. Так, защитник Виктора Определенова Владимир Жеребенков утверждает, что никакого хищения не было, цены на электронные браслеты были адекватными, а сами устройства стоили дешевле — на 20% ниже цен аналогичной продукции из Израиля и Франции. Он не верит в то, что Александр Реймер получил наличными в качестве взяток 140 млн рублей, ведь для этого в служебный кабинет директора ФСИН пришлось бы принести сумки весом в 50 килограмм.