16+
Суббота, 14 декабря 2024
  • BRENT $ 74.35 / ₽ 7690
  • RTS756.93
25 июня 2017, 11:40 ОбществоМедицина

Станут ли лекарства дефицитным товаром?

Лента новостей

В России может возникнуть дефицит жизненно важных лекарств, а другие препараты ощутимо прибавят в цене. Такое фармакологическое будущее, вполне возможно, ждет Россию, если Минздрав не сможет договориться с производителями медикаментов

Фото: Jacky Naegelen/Reuters

Иностранные фармацевты просят Минздрав пересмотреть предложенные им правила расчета цен на жизненно важные препараты. В противном случае, с доступностью таких лекарств в России могут возникнуть проблемы. Насколько реальна угроза?

Ассоциация международных фармацевтических производителей направила письмо в министерство 16 июня. В документе говорится, что любые резкие изменения ведут к «дестабилизации всего рынка», а за последние семь лет методология ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты изменялась пять раз. Новые инициативы регулятора «ставят под вопрос развитие инвестиций в производство и трансфер технологий», считают фармацевты. В ведомстве Вероники Скворцовой РБК подтвердили получение обращения и пообещали, что оно будет передано в профильный департамент.

В конце мая Минздрав представил проект постановления правительства о регулировании цен на жизненно важные лекарства. Министерство предлагает пересмотреть до конца следующего года регистрацию всех препаратов, которые получили ее по старым правилам, чтобы определить их справедливую стоимость. Сильно упрощая, авторы документа предлагают зафиксировать предельную стоимость того или иного препарата на уровне средневзвешенной цены за предшествующие 12 месяцев. Реальна ли угроза дефицита лекарств, если предложения Минздрава будут приняты?

Сергей Шуляк гендиректор аналитического агентства DSM Group «Ситуация обсуждалась по жизненно важным лекарственным препаратам стоимостью до 50 рублей. Проблема ярко вставала, когда цены минимальные, когда просто цена от пяти до десяти рублей, соответственно, производителю очень невыгодно. Некоторые препараты даже действительно уходили с рынка, их производители просто-напросто не производили. При такой жесткой методике по формированию цен, вероятно, будет невыгодно производить не только дешевые препараты, но и дорогие, потому что дорогие препараты столько стоят не потому, что фармпроизводитель столько накручивает, но действительно технологии очень затратные».

Еще одна новация Минздрава — рентабельность производства жизненно важных препаратов не должна превышать 30%. Причем касается это только производителей из России и других стран Евразийского экономического союз. К чему это может привести, объясняет директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов.

Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-pharma «Вообще непонятно, почему Минздрав озадачился вопросами рентабельности. Рентабельность — это головная боль и забота производителей. Конечно, сам механизм ограничения рентабельности чреват тем, что у компаний просто не будет средств для инвестиций в развитие. Если не будет средств для развития, компании будут в долгосрочной перспективе проигрывать и с рынка уходить. Плюс, конечно, компании будут стремиться заложить вот эту упущенную выгоду в какие-то другие свои продукты, это вызовет повышение, закономерное, причем очень заметное, цен на весь тот ассортимент продукции, который в перечень жизненно важных лекарств не попадает».

В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов входит 646 веществ, или около 23,5 тысячи брендов. Цены на них регулируются государством. Они не только продаются в аптеках, но и закупаются для льготных категорий граждан. В перечень входят такие популярные препараты, как аспирин, ибупрофен, парацетамол. Кроме того, в него включены дорогие лекарства, например, для лечения онкологических заболеваний. По данным DSM Group, на такие лекарства приходится около половины всего российского рынка медпрепаратов по итогам прошлого года. Каким должен быть механизм регулирования цен на эти лекарства?

Давид Мелик-ГусейновДавид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «На мой взгляд, нужно брать за основу те механизмы, которые присутствуют сегодня во всех цивилизованных странах, где цены на лекарства регулируются. Если появляется дженерик, то стоимость должна быть у первых двух дженериков на 25% ниже, чем цена оригинального препарата. Если появляются еще два дженерика, то еще на 25% ниже у них должна быть цена от первых двух дженериков. Такое ценообразование есть в Америке, в странах Евросоюза, и оно очень эффективно позволяет снижать цены и экономить на лечении».

Ну а пока получается только два варианта. Либо жизненно важные препараты станут дешевле, но их будет не хватать. Либо, если предложения Минздрава не пройдут, дефицита не возникнет, но лекарства будут с каждым годом дорожать — ну, просто хотя бы на уровень инфляции.

Уже сегодня каждый пятый россиянин не может позволить себе необходимые лекарства из-за высокой цены. Такие данные получены в ходе исследования РАНХиГС. Можно ли с этим что-то сделать? Наверное, можно хотя бы попытаться. Но это вопрос уже не только к фармацевтам.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию