16+
Суббота, 21 октября 2017
  • BRENT $ 57.94 / ₽ 3330
  • RTS1134.45
12 ноября 2009, 18:24 ФинансыБанки, вклады и кредитыПраво

Финансовая реклама не нравится даже банкирам

Лента новостей

Финансовые услуги в России и их реклама вновь под огнем критики: ФАС пообещала существенно ужесточить законодательство в этой области. Будто бы в ответ банкиры создали очередной комитет по повышению финансовой грамотности клиентуры

ФАС хочет, чтобы банковская реклама была не яркой, а правдивой. Фото: РИА Новости
ФАС хочет, чтобы банковская реклама была не яркой, а правдивой. Фото: РИА Новости

Сегодня при Ассоциации российских банков (АРБ) создан комитет по финансовой грамотности. Вице-президент ассоциации Анатолий Милюков, выступая на учредительном заседании комитета, напомнил, что в недалеком прошлом было проведено несколько кампаний по повышению финграмотности. «Однако эти кампании прошли, а проблема слабой компетентности наших граждан в финансовых вопросах осталась», — подчеркнул он.

Говоря о задачах комитета, представитель АРБ подчеркнул, что он должен работать не только с населением, но и с банками, с целью принятия своеобразного кодекса ответственного кредитования, исключающего прежде всего некорректное информирование заемщиков и вкладчиков об условиях предоставляемых им финансовых продуктов и услуг.

Интересно, что комитет возник буквально на следующий день после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила, что подготовила ряд существенных поправок в закон о рекламе. Так, согласно законопроекту ФАС, при рекламе финансовых услуг необходимо все существенные условия указывать единым шрифтом, также в рекламе нельзя будет анонсировать условия покупки банковского продукта в формулировках, которые можно неправильно понять.

Заместитель главы ведомства Андрей Кашеваров Кашеваров отметил, рассказывая о предложениях ФАС в рамках заседания «Делового клуба на Тверской», что если в рекламе указывается хотя бы одно из существенных условий, то должны быть указаны все остальные. «Тот формат рекламы, который мы видим, сводится к следующему: «0% за кредит» и дальше убористый текст по всем прочим условиям, — пояснил он. — Мы предлагаем эту норму дополнить словами, что если в рекламе указано одно из существенных условий, все другие условия должны быть указаны одним шрифтом».

Другая проблема, по мнению ФАС, заключается в том, что банки по-прежнему не указывают размер эффективной ставки по кредиту. В итоге ставка оказывается вдвое, а то и втрое больше чем та, которая указана в рекламном буклете. Это нередко ставит неграмотных в финансовом отношении россиян в неловкое положение.

По данным Конфедерации обществ потребителей (КОНФОП), в этом году более 10 млн России стали жертвами практики такого рода.

Директор по развитию бизнеса и разработке новых продуктов, вице-президент Ситибанка Михаил Бернер считает необходимыми эти поправки; недобросовестная реклама также неприемлема, говорит он. «При заключении договора банк обязан предоставлять клиенту график платежей и полную стоимость кредита», — говорит специалист, однако отмечает, что в игровом телевизионном ролике часто невозможно донести всю информацию о продукте. «Чаще всего реклама призвана показать отличия нового продукта от имеющихся на рынке, и всю остальную информацию клиент получает уже в банке», — поясняет он.

Генеральный директор КОНФОП Дмитрий Янин считает, что необходимость в поправках, ужесточающих условия рекламирования кредитов, назрела давно. «Банки должны исчерпывающе информировать потенциального заемщика, кроме того, было бы неплохо, чтобы Центробанк тоже приложил усилия, к тому чтобы полную информацию об эффективной ставке и полной стоимости кредита потребитель узнавал как можно раньше, а не перед подписанием договора», — говорит от.

По мнению экспертов, регламентирование шрифта, цвета и фона объявлений, рекламирующих финансовые услуги, просто необходимы. «Единственное, что на самом деле интересует потребителя – это цена денег, — говорит Дмитрий Янин. — Без решения этой проблемы число обманутых потребителей будет расти».

Действительно, финансовая грамотность россиян оставляет желать лучшего. По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в начале 2009 года, лишь 15% россиян оценивают свою финансовую грамотность на «хорошо», а 38% считают что она удовлетворительна.

Реальный уровень знаний еще ниже, чем декларируемый. На самом деле многие россияне не могут отличить приемлемые условия банка от финансовой пирамиды, а более половины населения (56%) по-прежнему не ведет учета своих доходов и расходов.

Рекомендуем:

  • Фотоистории