16+
Суббота, 27 апреля 2024
  • BRENT $ 89.33 / ₽ 8219
  • RTS1186.79
17 августа 2017, 12:17 Общество

Стучать или не стучать: неоднозначная реклама в петербургском метро. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Зачем в подземке появились обращения к пассажирам «А вы знаете, кто живет рядом с вами?» и «Бдительность — залог безопасности»?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Комитет по печати Санкт-Петербурга разместил в вагонах метро рекламные постеры с надписями «А вы знаете, кто живет рядом с вами?» и «Бдительность — залог безопасности». Как разъяснили в мэрии, всего таких плакатов около 500 штук, они направлены на борьбу с терроризмом и экстремизмом. На постерах указаны телефоны ФСБ и МВД.

Такая социальная реклама вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые осуждают призывы к доносительству. Как относиться к такой акции городских властей, которая наверняка может стать примером для подражания в других регионах страны? Об этом в комментарии Георгия Бовта.

В России доносительство у многих ассоциируется со временами Большого террора, а у особо продвинутых — с известной фразой Сергея Довлатова: «Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов?» А еще порой в сувенирных отделах можно найти открытки, выпущенные в стиле старых советских плакатов. Такая вот ностальгия по СССР и как бы юмористический «прикол» одновременно.

Старшее поколение, между тем, отлично помнит, что эти плакаты в свое время были совсем не шуточные: «Товарищ, бди! Враг коварен, будь начеку!» или «Болтун — находка для шпиона». И, наконец, плакат 1939 года: «Трудящиеся СССР, не забывайте о капиталистическом окружении. Укрепляйте нашу социалистическую разведку. Помогайте ей громить и корчевать врагов народа!»

Впрочем, с чисто юридической точки зрения шутки на эту тему закончились: в прошлом году статья о недоносительстве об экстремистской или террористической деятельности была криминализирована в рамках известного «пакета Яровой». В феврале этого года вынесен и первый уголовный приговор по такому делу. Правда, осужденный житель Астрахани отделался всего лишь штрафом в 70 тысяч рублей за то, что не сообщил куда следует о знакомом, воевавшем за исламистов на Ближнем Востоке.

Об уголовной ответственности за недоносительство в петербургских плакатах ничего не сказано. В Смольном решили пока обойтись без угроз, но зато отчитаться в проделанной работе по пропаганде борьбы с экстремизмом. Правда, есть нюанс: вышеупомянутые плакаты не упоминают конкретно экстремистов и террористов, а призывают «знать своих соседей», то есть, по идее, сообщать обо всем подозрительном, начиная от сдачи квартиры незнакомцам и заканчивая шумом по ночам.

Есть учесть, что правоохранители толкуют «экстремизм» весьма широко, это чисто теоретически может дать большой простор для «стукаческого» творчества масс. Впрочем, это с высокой вероятностью будет компенсировано нежеланием реагировать на каждый чих неуравновешенной, но чересчур бдительной бабушки: на каждый такой «донос» не наездишься. К тому же на дворе пока не 1937-й год, массовой истерии по поводу врагов народа в стране не наблюдается — если не начать искусственно ее разжигать, преодолевая аполитизм и социальную апатию на грани пофигизма массового обывателя. Такая побудка, кстати, может еще неизвестно чем и как аукнуться самой власти.

Нет в обществе и полного доверия к правоохранителям. Его уровень пока стабильно держится ниже 50% в среднем по стране. Многие не будут «стучать» еще и потому, что не захотят лишний раз связываться с силовиками. В этом смысле ситуация не такая, как в ряде западных стран, где не то чтобы стукачество встречает массовый восторженный отклик в народных слоях, но адекватное проявление бдительности имеется, а гражданин точно знает, что на его «стук» полиция приедет всерьез и сразу.

В США, к примеру, активно работают всевозможные общества «бдительных соседей» — neighborhood watch. В тесном сотрудничестве с полицией добровольцы, подчас вооруженные, патрулируют окрестности своего жилья. За сообщение о подозрении в преступлении американские власти часто премируют доносителей, если оно подтверждается.

В России отношения между полицией и населением пока не доросли до такого уровня, а донос пока не является средством получения дохода. Однако если постоянно вести соответствующую пропаганду, то число «сигналов куда следует» может начать заметно расти, и мы снова выйдем на условные довлатовские «четыре миллиона доносов». Но для начала, во-первых, должна резко возрасти политизация общества, а во-вторых, вырасти уровень доверия между ним и правоохранительной системой. И тут одними плакатами не обойтись.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию