16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.44 / ₽ 8240
  • RTS1178.69
25 августа 2017, 16:21 Политика

Без срока давности: польский премьер требует от Германии возместить ущерб за Вторую мировую войну

Лента новостей

Поляки называют себя жертвами, которые так и не получили компенсации. Можно ли воспринимать эту инициативу всерьез? И есть ли у Польши хотя бы гипотетические шансы на успех?

Беата Шидло.
Беата Шидло. Фото: Yves Herman/Reuters

Польша потребовала возмещения ущерба за Вторую мировую войну. Польский премьер Беата Шидло заявила о праве страны на репарации со стороны Германии. «Польша говорит о справедливости. Мы являемся жертвами Второй мировой войны, которым никак не был возмещен ущерб», — заявила глава правительства. В поддержку требований также выступили глава Минобороны Польши и ряд депутатов правящей партии «Закон и справедливость». Насколько серьезной следует считать инициативу Варшавы и есть ли у властей Польши шансы добиться возмещения ущерба семидесятилетней давности?

Дмитрий Бабич специалист по странам Центральной и Восточной Европы «Тут будет несколько трудностей. Во-первых, есть встречные иски. В Германии существует так называемый Союз изгнанных, объединяющий этнических немцев, которые были вынуждены покинуть бывшую Чехословакию и Польшу после 1944-1945 годов. Эта депортация осуществлялась довольно жестоко. Многие люди погибли, многие потеряли собственность. Вот эти иски тоже имеют большой шанс на то, чтобы все-таки быть более серьезно рассмотренными. Плюс, конечно же, против польской стороны играет очень негативный имидж, который существует у нынешнего правительства Польши. Обвиняют нынешнее польское правительство в диктаторских замашках, в нарушении независимости судебной системы. Насколько эти обвинения справедливы, можно спорить. Тем не менее в этом контексте этот иск, если он будет все-таки представлен польским правительством, в Германии имеет очень мало шансов на успех.

В Берлине с требованиями не согласны и считают, что вопрос был окончательно урегулирован еще в 1953 году, когда Польша добровольно отказалась от репараций, напоминает Deutsche Welle.
Кроме того, если уж пересматривать итоги Второй мировой, то от Варшавы могут потребовать вернуть Германии территории, переданные Польше в середине прошлого века. Это абсолютно риторическое и популистское высказывание конкретных деятелей правящей партии Польши, комментирует журналист польской газеты Rzeczpospolita Петр Ендрощик:

Петр Ендрощик журналист польской газеты Rzeczpospolita «Потому что, если Польша будет хотеть эти миллионы евро репараций, значит, Германия может сказать: ну, пожалуйста, сто тысяч квадратных километров государства вы получили от нас после Второй мировой войны. Там были хорошие предприятия, дома и так далее. Ну, скажите, пожалуйста, сколько стоят сто тысяч квадратных километров территории? Это абсурд, конечно. До этого не дойдет. Я думаю, что Польша сейчас не будет настаивать на этих репарациях».

Заявление следует рассматривать в ключе противостояния нынешней Варшавы и Брюсселя, продолжает историк, руководитель комиссии по гражданским свободам СПЧ Николай Сванидзе:

Николай СванидзеНиколай Сванидзе тележурналист, историк «Это уже седая древность. Вторая мировая война — это сороковые годы XX века. Мы сейчас приближаемся к двадцатым годам XXI века. Уже тот снег давно стаял. И сейчас требовать какие-то репарации с Германии, которая сама имеет уже весьма косвенное отношение к той гитлеровской Германии, я думаю, уже несправедливо. То есть исторически обосновано в том смысле, что, да, Польша была жертвой в ходе Второй мировой войны. Очень сильно пострадала, как мало какое государство — и по количеству жертв человеческих, по всему, конечно. Но просто столько лет прошло. И потом, действительно был отказ в свое время. Сейчас, я считаю, не вполне адекватная позиция. Я думаю, что это риторический ход для внутренней, возможно, для внешней аудитории, потому что Варшава занимает достаточно жесткую политическую позицию в Европе. Я бы сказал, ближе к Трампу, чем к западноевропейским лидерам».

Требования властей Польши можно воспринимать и как внутриполитический ход. После победы на выборах правящая партия «Закон и справедливость» взяла курс, воспринятый оппозицией и Брюсселем как авторитарный. В частности, в середине лета в Варшаве и других городах прошли массовые демонстрации против законопроекта, существенно расширяющего влияние Генпрокуратуры на судебную систему. В итоге документ был принят только частично, а в Евросовете заговорили о возможных санкциях в отношении Польши за «пренебрежение принципами ЕС» — вплоть до лишения права голоса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию